Вчерашнее задержание журналистов нового российского телеканала – Общественного российского телевидения (ОТР) – породило массу слухов и версий, от конспирологических до фантастических. В соцсетях люди стали договариваться до того, что журналисты действовали в Сочи чуть ли не по наводке террористов из Чечни. А пакетик с серо-зеленым веществом был предназначен для проверки полицейских на «вшивость». Дескать, ежели правоохранители обнаружат наркотики, то у боевиков шансов нет. На все это можно было бы не обращать внимания, если бы не ряд обстоятельств, которые делают историю с задержанием журналистов чрезвычайно сомнительной.
Изначально недоумение вызвал сам характер задержания автомобиля «КИА», в котором внештатный корреспондент ОТР Николай Ярст и телеоператор Филипп Василенко направлялись в офис Следственного комитета. Все происходило, как в фирменном блокбастере. Очевидцы свидетельствуют, что посреди бела дня машина ДПС перегородила Курортный проспект в районе улицы Театральной. После чего полицейские заблокировали машину журналистов и, оттеснив ее к обочине, заставили водителя и пассажира покинуть салон.
Почти сразу же на месте происшествия оказались корреспонденты и съемочные группы сочинских СМИ, что могло навести на мысль, будто акция была заранее спланирована и проведена образцово-показательным порядком. Впрочем, это тоже из разряда личных ощущений – не более того.
Однако сразу же насторожило, что первоначальное сообщение пресс-службы УВД свидетельствовало: автомобиль с журналистами задержан за нарушение правил дорожного движения. При этом сотрудники ДПС утверждали, что на машину «КИА» есть «ориентировка». И только через несколько часов – уже ближе к вечеру – официальный пресс-релиз поведал нам о том, что «поведение водителя и пассажира сотрудникам полиции показалось подозрительным, и они попросили предъявить автомобиль для визуального осмотра, на что водитель ответил категоричным отказом. Такое поведение граждан дало основание полагать, что в автомашине могут находиться запрещенные предметы и вещества», — заявили в пресс-службе. Ни про «ориентировку», ни про нарушение правил в релизе — ни слова.
Сотрудники полиции приняли решение провести досмотр автомобиля. Мгновенно на пассажирском сиденье был обнаружен пакет с серо-зеленым веществом.
«Данное вещество в присутствии понятых было изъято и направлено на исследование в экспертно-криминалистический центр. По результатам исследования было установлено, что данное вещество в количестве 2,95 грамма представляет собой смесь частиц зелёного и коричневого цвета, содержащее в своём составе наркотическое средство JWH -018, что является синтетическим наркотическим средством, аналогом канабиоидов», — цитирует УВД Сочи «Интерфакс».
При этом отмечается, что количество вещества можно квалифицировать «как крупный размер».
В результате по данному факту возбуждено уголовное дело, по части 2 ст. 228 УК РФ. С гражданами, находившимися в автомашине «КИА», проводятся следственные действия, под которыми подразумеваются, в том числе, и медицинские экспертизы.
Вместе с тем очевидцы, в том числе и сочинские журналисты, оказавшиеся на месте происшествия, указывают на, мягко говоря, неоднозначные действия полицейских. Например, в качестве понятых при обыске машины были приглашены сотрудники правоохранительных органов, что категорически противоречит правовым нормам.
Правоохранители в открытую препятствовали снимающим журналистам, отогнав их от места события на 10 метров.
Смущает и то обстоятельство, что пакет с неопознанным на тот момент веществом находился на сиденье пассажира в открытом доступе – обычно такие вещи тщательно прячутся.
Непонятно, какими нормами права руководствовались сотрудники ДПС, обыскивая салон. В их компетенцию входит лишь внешний осмотр автомобиля и багажника. Во всех остальных случаях к досмотру допускаются специальные службы МВД.
Сами же задержанные утверждают, что пакет с веществом был подброшен в машину одним из полицейских.
Ни одна из двух правд не может подвергаться сомнению до тех пор, пока весьма загадочное дело не закончено.
Меж тем, руководство Общественного российского телевидения, в частности информационного и регионального вещания, воздерживается от комментариев, заявляя, что почти ничего не знает о стрингерах Николае Ярсте и Филиппе Василенко. Глава ОТР Анатолий Лысенко заявил информагентствам, что вмешается в ситуацию после того, как будет посвящен в детали. В частности, действительно ли Ярст и Василенко являются внештатными сотрудниками телеканала и действовали в Сочи по заданию региональной службы компании.
Задержанные журналисты утверждают, что снимали сюжет о конфликте вокруг опекунских прав в одной из сочинских семей.
В настоящий момент известно, что некоторые из очевидцев уличного скандала написали заявления против сотрудников полиции, по их мнению, действовавших настолько «топорно», что всякие заверения полицейских начальников вызывают сомнения.