Борьба за Шахе продолжается

0
456

В аулах Большой и Малый Кичмай Лазаревского района Сочи назревает социальный взрыв. Коренные жители адыги-шапсуги отчаялись цивилизованными методами отстоять заповедную реку Шахе, на которой варварским способом добывают гравий. Чтобы привлечь к проблемам Шахе внимание властей региона и страны, они готовы пойти на крайние меры – перекрыть федеральную трассу Джубга – Сочи. На помощь жителям аулов готовы прийти земляки из Адыгеи и Кабардино-Балкарии.

borbaНесмотря на вечер пятницы, на реке Шахе, недалеко от моста трассы Джубга – Сочи кипит работа. Экскаваторы выгребают из русла гравий, грузовики отвозят его к дробильной установке, которая работает в санитарной зоне реки, в полукилометре от побережья моря. Здесь же расположились два асфальтобетонных завода.

Ни один чиновник, ни один руководитель правоохранительных органов ничего не предпринимает, а ведь предприятия работают здесь незаконно, — говорят местные жители. —  Сейчас дробилка не работает, мы добились того, что в мае ее остановили, туда не завозят щебень в таком количестве, в котором им нужно. Мы не даем его завозить. И вот сейчас опять начинается незаконный вывоз ГПС. Пока складируют здесь, а по ночам будут перерабатывать, пока люди не видят.

Уже много месяцев местные жители пытаются бороться с незаконной добычей гравия, которую компания «ЖД Строй Сервис» прикрывает противопаводковыми работами. Лицензия, которую выдал компании Департамент строительства  Краснодарского края, позволяет перемещать грунт в русле реки в радиусе полукилометровой зоны, вывозить его за пределы Шахе они не имеют права. На глазах журналистов «Сочинских новостей.рф» большегруз отвез несколько тонн гравия на площадку, где работает компания «Ромикс». Она занимается производством асфальта.

Эту реку пять лет грабили, поэтому ее нельзя трогать ближайшие десять лет, чтобы она восстановилась, — говорит местный житель, активист инициативной группы «В защиту Шахе» Рустам Бердиев. —  Никто им письменного разрешения не дает, все только устно. Главы администраций, прокуратура, правоохранительные органы — устно все их поддерживают, к народу никто не прислушивается. 

Местных жителей несколько раз приглашали в районную администрацию. Власти просили отступить и не препятствовать работе «ЖД Строй Сервиса». Защитники Шахе говорят, что они не отступят. Им есть что терять – реку, на которой жили их предки и растут их дети. В последнее время она сильно пострадала от варварского хозяйствования. Огороды в аулах  уже смыло, ушла под воду часть территории Сочинского водоканала. Река подмыла опоры моста федеральной трассы Джубга – Сочи и водовода, который снабжает питьевой водой половину города-курорта. Трубы стратегически важного объекта буквально парят в воздухе, держась на честном слове. Берега превратились в болота. Необратимые изменения в некогда заповедной реке видны невооруженным глазом, но замечать их не хочет никто, кроме местного населения. Адыги решились на крайние меры.

Мы собираем адыгов по всем регионам, люди приедут из Адыгеи, из Кабардино-Балкарии, — говорит Рустам Бердиев. — Тысяч пять-шесть соберёмся и будем перекрывать федеральную трассу. Мы хотим, чтобы нас услышали выше, у нас нет другого выхода. Все адыги нам сказали:  назначайте день, время, в течение недели мы здесь все соберёмся. 

Компанию «ЖД Строй Сервис» лишили лицензии на проведение противопаводковых мероприятий, суд вернул ее. Сейчас очередная попытка отобрать лицензию у компании. Очередное заседание Арбитражного суда Краснодарского края назначено на 14 августа. Планируют заслушать представителей Министерства природных ресурсов и экологии Краснодарского края как правопреемника структуры, выдавшей «ЖД Строй Сервис» лицензию. Даже на время судебного разбирательства компания не прекратила работы на реке и вывоз гравия.

Активист Экологической вахты по Северному Кавказу Евгений Витишко на решение суда не надеется и выстраивает дальнейшую тактику защиты Шахе.

— У нас есть такой  союзник – научно-исследовательский центр «Морские берега», который находится в Сочи, — рассказывает Евгений Витишко. —  Они сделали заключение, что выгребать из реки ничего нельзя. И они готовы на этом стоять. Я также планирую обратиться в Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, ведь Шахе — рыбная река. Возможно, по их заключению я подам иск в суд как представитель Экологической Вахты по Северному Кавказу.

NII

По мнению экологов, все работы, которые ведутся в русле Шахе, незаконны. Любой проект, в том числе по руслорегулированию в противопаводковых целях, должен иметь материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и пройти процедуру общественных слушаний. Проект не представили на обсуждение местным жителям. Остается загадкой, как  проект компании «ЖД Строй Сервис»  получил положительное заключение Главгосэкспертизы без соблюдения процедур, предусмотренных законом.

На прошлой неделе власти все же проявили заботу о пополнении биоразнообразия Шахе, в реку выпустили 130 тысяч мальков черноморского лосося. Только вряд ли маленькие рыбки выживут в таких экстремальных условиях, говорят экологи. В районе Бабук-аула в русле реки ведется строительство дороги к Лунной поляне, ниже незаконно добывают гравий. Если хоть один малек останется в живых, это уже будет чудом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь