В Сочи продолжаются конфликты между рабочими-мигрантами и руководителями компаний, ведущих строительство олимпийских объектов. Чем ближе конец октября, когда город начнет подводить итоги семилетней строительной эпопеи, тем явственней становятся многочисленные нарушения трудового законодательства в отношении не только гастарбайтеров, но и специалистов из российской глубинки. Хотя в отношении вторых работодатели стараются не рисковать, чтобы избежать судебных тяжб. Куда безнадежней судьбы трудовых мигрантов, особенно из бывших братских республик, расположенных южнее Кавказского хребта.
Девять рабочих из Узбекистана вот уже полмесяца обивают пороги различных инстанций, чтобы добиться выплаты положенного им жалованья. Правда, история этих узбекских гастарбайтеров не совсем типична. Бригада Умида Алимова приехала в Сочи из Москвы, где работала на возведении высотных зданий. Высококвалифицированные рабочие давно не торгуются в розницу, а заключают контракты на проведение отделочных работ внутри масштабных проектов. Причем на внушительные суммы. В данном случае бригада трудилась на строительстве 16-этажной гостиницы для волонтеров и охранников Олимпиады. Заказчиком здания служит государственная корпорация «Олимпстрой», подрядчиком – фирма, название которой уместно придержать при себе до той поры, пока не закончена проверка.
А проверка касается заявления о том, что с 8 мая этого года не указываемая нами компания при помощи некоего посредника, гражданина Турции, наняла бригаду узбекских отделочников, пообещав по окончании договора выплатить им 5 миллионов рублей. Попутно, уже по привычной схеме, у рабочих, кроме бригадира Умида Алимова, были изъяты паспорта под предлогом оформления трудового соглашения. С мая по июль рабочие жили в одном из «олимпстроевских» общежитий и получали от работодателя денежные авансы. Но как только 1 августа работы на объекте были завершены, выяснилось, что никакой речи о полной оплате не идет. Больше того, руководство компании отказалось возвращать людям паспорта, но при этом оставило их без крыши над головой, пообещав в случае, если гастарбайтеры затеют бумажные тяжбы, приставить к ним «крышу» из некоего «чеченского сообщества». Об этом нам рассказал бригадир Умид Алимов.
Кого в данном случае понимать под «прямыми работодателями»? Хорошо известно, что застройщики Олимпиады давно изобрели хитроумную схему, позволяющую уходить от обязательств перед иностранными рабочими. Крупные строительные фирмы создают пару десятков «дочек», к каждой из которых прикреплен свой посредник. Именно он и вступает в контакт с мигрантами. Далее у, как правило, плохо говорящих, пишущих и читающих по-русски людей изымают паспорта, что уже противоречит российским законам, тем самым привязывая их к месту работы и временного проживания. Когда наступает время расплаты, начальники указывают рабочим на посредников, те – на начальников. Замыкают круг мытарств правоохранительные и фискальные органы – охотники за незаконными мигрантами. Единственной возможностью выйти из ситуации без особых издержек становится отказ от притязаний на жалованье и билет на ближайший поезд. Чем дальше состав идет от «олимпийской» столицы, тем крепче здоровье.
Пока готовился этот материал, стало известно, что еще 53 рабочих, теперь уже из Таджикистана, обратились с заявлением в сочинскую приемную Сети «Миграция и право». В нем они требуют привлечь к ответственности руководство «Охотской строительной компании». Той самой, вокруг которой в середине июня разразился скандал, когда двое рабочих из Абхазии — 38-летний Мардирос Демерчян и 25-летний Сергей Крбашян, потребовавшие выплаты им жалованья, подверглись пыткам в отделе полиции поселка Блиново Адлерского района. До сих пор дело Мардироса Демерчяна, которого, по его заявлению, полицейские изнасиловали при помощи лома, остается нераскрытым. И прокуратура, и Следственный комитет Краснодарского края хранят молчание.