В жилой комнате над вздувшимся от воды линолеумом плавают домашние тапки. Они не нужны: по дому ходят в сапогах, в калошах или просто босиком. Вещи подняты на кровати, люди ищут другое место ночлега.
Если на кухне открыть холодильник, в него хлынет вода. Но сейчас не до еды. Надо срочно унести мокнущую рядом стиральную машину. А куда? Огород у дома тоже затоплен водой, урожай на грядках погиб. Человеку по колено, собаки уже передвигаются вплавь. Откуда-то принесло мертвую рыбу и живых водяных змей. Такова типичная картина подтопления в домах жителей Старошкольной улицы в Имеретинской низменности после ливней 4 и 5 сентября.
Вода пошла в дома, потому что засорена главная водосточная канава Имеретинки. Ее протяженность около десяти километров, от парка «Южные культуры» до самого моря. Канаву вырыли в первые послевоенные годы. Тогда нашли силы и средства. Ее необходимость для людей в ровной болотистой низменности под обильными дождями влажных субтропиков очевидна. Сейчас канава заросла и заилилась. В последние годы ее не чистили, наоборот, превратили некоторые участки в стихийные свалки олимпийского строительного мусора, окончательно перекрыв водосток. Для чистки такой внушительной, изрядно захламленной канавы требуются большие деньги и мощная техника.
Но пока что в канаве и вокруг нее ничего не происходит. События развиваются в ином направлении. На улице Таврической, рядом с улицей Старошкольной, строится новая дорога. Ее проезжая часть, люки колодцев ливневой канализации подняты на поистине олимпийскую высоту. Примерно на уровень окон стоящих внизу домов. То есть, даже если дома местных жителей будут плавать, гости Олимпиады спокойно проедут мимо посуху.
— Нам они готовят то же, что устроили в поселке Мирном. Вокруг него сделали насыпи, а сам поселок остался в низине и тонет от дождей, — говорит председатель ТОС «Псоу» Наталья Калиновская.
На гористом побережье Сочи ровные участки земли всегда были в дефиците. В условиях нерегулируемого водостока жить на них становится опасно, особенно в Имеретинской низменности. Единственный в России участок колхидских низин и болот полностью уничтожен Олимпиадой как уникальный природный ландшафт и превращается в рукотворное болото.