reka_sochi

В администрации Центрального района не состоялись общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду комплексного экологического обследования памятников природы. Общественность не намерена рассматривать проект до тех пор, пока заказчик – администрация Краснодарского края — не поставит на кадастровый учет все 28 сочинских памятников природы и не изменит формулировку в названии проекта, в котором говорится о снятии с утерянных памятников статуса особо охраняемых.

Разработчики проекта «Комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий регионального значения в целях снятия с них статуса особо охраняемой природной территории в связи с утратой ими своей ценности, как природных объектов или вхождением в границы более крупной особо охраняемой природной территории» работают в Сочи уже четыре месяца.

Но убедить общественность бездумно подписать протокол проведения общественных слушаний им не удалось. При Городском собрании даже создали специальную комиссию по подготовке к слушаниям. Несколько заседаний были посвящены диалогу между активистами экологических организаций города, Сочинского отделения Русского географического общества, нацпарка и разработчиками. Однако и к повторным слушаниям (первые также не состоялись из-за многочисленных вопросов к материалам ОВОС) рекомендации экологов, активистов и общественности учтены не были.

Коренной сочинец, помощник депутата Государственной думы Сергея Обухова Юрий Дзагания считает, что управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края просто не хочет отвечать за сочинские памятники природы, пытаясь снять с себя все обязательства по их сохранению — быстро передать их в управление руководству нацпарка и облегченно выдохнуть.

Дзагания отмечает, что первоначальный вариант проекта, который пестрел явными ляпами, разработчик все же немного исправил. Например, приводятся координаты точек, характеризующие расположение ООПТ на местности. Однако доказать достоверность этих границ не удалось, поскольку «границы памятников природы определялись на основании схем, приведенных в паспортах, карт лесоустройств лесничеств Сочинского национального парка, топографических карт масштаба 1:25 000, а также по данным дистанционного зондирования земли».

—  Агво-Ацкий комплекс «Белые скалы» находится в 30 км от села Пластунка. И это при том, что село Пластунка находится на расстоянии 10-13 км от устья реки Сочи,  а вся длина реки составляет 44 км, — рассказывает Юрий Дзагания. — Другими словами, авторы «Материалов» помещают этот памятник на склоны горы Чура, откуда берёт начало река Сочи. Или что Скала Белая, якобы, расположена в устье Балки Глубокой, однако это совершенно не так. И по-прежнему фотография Орлиных скал, что на реке Агура, иллюстрирует Агво-Ацкий комплекс «Белые скалы», находящийся в ущелье реки.

По мнению Юрия Дзагания, заказчики проекта поставили разработчикам четкую задачу — с особо охраняемых природных территорий снять охранный статус регионального значения как с входящих в территорию нацпарка с федеральным статусом. Правда, здесь исполнители работы вынуждены признать, что во многих случаях передачи памятников в нацпарк необходимо будет изменить статус многих охранных зон самого нацпарка, чтобы ООПТ не оказались беззащитными. Однако общественность не очень доверяет руководству нацпарка.

Юрий Дзагания приводит простой пример: часть территории Агво-Ацкого комплекса «Белые скалы», по информации Сочинского отделения партии КПРФ, осенью этого года отдана в аренду туристической фирме «Реинфо», которая благоустраивает тропу, что категорически запрещено на землях «особо охраняемой зоны» нацпарка. Оказалось, что памятник природы числится уже не особо охраняемой, а рекреационной зоной. То есть зонирование парка легко меняют под подходящего арендатора.

Орлиные Скалы, Агурское, Дзыхринское ущелье… Граждане могут посещать эти памятники природы только за деньги, — сказал Юрий Дзагания. — Но их нагло сдает в аренду руководство нацпарка, что по закону категорически запрещено.  И нас уверяют, что Сочинский нацпарк имеет более высокий охранный статус и передаваемым ООПТ в нём будет лучше!

Общественный градостроительный совет Сочи также считает, что материалы проекта до сих пор не готовы к рассмотрению. Его председатель Ольга Козинская говорит, что, в первую очередь, необходимо изменить титульное и громоздкое название. Слова «в целях снятия с них статуса особо охраняемой территории» спровоцировали напряжение среди общественников. Ни один памятник природы, по мнению Ольги Козинской, не может потерять свой охранный статус. Речь может идти только о том, чтобы передать все памятники в федеральное управление, а утерянные ООПТ необходимо поставить на кадастровый учет и восстанавливать.

У нас 50 страниц большого заключения по замечаниям. Мы считаем, что материалы нуждаются в доработке, время разработчикам нужно дать. Очень объемный пакет замечаний подготовило Географическое общество. Речь идет об уточнении границ памятников, о площадях. Потому что некоторые памятники потеряли площади. Поэтому надо согласовать вопросы режима охраны памятников и их возможного использования. Пока эти вопросы для нас не ясны. Мы должны убедиться, что эти памятники действительно сохранятся, — сказала Ольга Козинская.

Активист Экологической вахты по Северному Кавказу Евгений Витишко считает, что впервые для обсуждения этой темы объединились несколько общественных организаций, Городское собрание Сочи и разработчик проекта. И на первых порах даже удалось достичь диалога. Однако последующие полтора месяца консультаций, встреч и переговоров ни к чему не привели. Разработчик к замечаниям не прислушался, и  администрация города снова попыталась провести слушанья наскоком — в надежде уговорить общественность.

Теперь администрация Сочи и разработчик проекта пытаются вернуться к авторитарным методам и навязать нам их позицию, — сказал Евгений Витишко.-   Давайте проведем слушания, давайте создадим протокол положительных слушаний, а дальше уже во время прохождения экспертизы экологической будем бороться. Мы считаем, что слушания проводить сейчас нельзя. 

Разработчики проекта – НИИ экологии Кубанского аграрного университета — начинают нервничать. Слушания успешно прошли уже во многих муниципальных образованиях Кубани, но в Сочи они срываются во второй раз. Протокол заседаний входит в пакет документов, которые представляют на Государственную экологическую экспертизу.

Директор Института экологии Кубанского аграрного университета Леонид Ярмак утверждает, что уничтожать особо охраняемые природные территории никто не собирается. Проблема по их сохранению уже настолько наболела, что дальше тянуть некуда. В 2008 году, когда был создан департамент природных ресурсов Краснодарского края, началась инвентаризация всех 400 ООПТ.

Эти памятники создавались еще в 70-80-х годах, их границы нарисованы от руки. Позже они начали отображаться в лесоустройстве Сочинского нацпарка в виде описания тех кварталов, выделов, которые они затрагивали, — рассказал Леонид Ярмак. —  Когда край начал брать на кадастр все эти памятники, департамент обратился в Сочинский нацпарк. Его директор нам объяснил, что на землях федерального уровня никаких памятников местного и краевого значения быть не может. И не предоставил краевому департаменту доступ к информации. Тогда стали поднимать все архивные данные и на основании их описывать границы памятников природы.

До сих пор непонятно, каким образом памятники природы регионального значения оказались в реестре по лесоустройству национального парка, ведь  на кадастровый учет памятники до сих пор не поставлены. По мнению активистов, изменять функциональное зонирование нацпарка следует до снятия с ООПТ статуса региональных и передачи их в Сочинский нацпарк. Это – задача министерства природных ресурсов Краснодарского края и его управления особо охраняемыми природными территориями, а не общественности. В результате в понедельник общественники вновь дали разработчику два месяца для работы над ошибками.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь