С аншлагом прошла в медиацентре пресс-конференция главы Сочи Анатолия Пахомова по вопросам постолимпийского наследия Сочи. До российских и иностранных журналистов доходчиво донесли основной посыл – всё у нас хорошо, обо всём мы заранее позаботились.
— Многие объекты, особенно спортивные, были построены с нуля. Все, что построено с чистого листа, дает учесть ошибки других Олимпиад, и мы еще на этапе проектирования Олимпийского парка и горнолыжного курорта учитывали их использование на постолимпийский период. Ледовый дворец для конькобежного спорта будет выставочным центром, Медиацентр после Игр будет моллом, — уверил глава.
Между тем, только совсем не интересующийся этим вопросом обыватель может быть не в курсе, что дискуссии о будущем олимпийских объектов до сих пор не утихают. В том числе на днях Владимир Кожин, управделами президента, сообщил о том, что «ближе к концу Олимпиады будет почти полное понимание, куда двигаться по каждому из объектов».
— Диалог ведется между федеральным центром, региональными властями и инвесторами, принимавшими участие в строительстве объектов, — добавил он.
Что касается пляжей в Имеретинке, то об их сохранении в Сочи, оказывается, тоже позаботились.
— Вся Имеретинская низменность была болотом, там бамбук рос и были уникальные пляжные территории, надо было их сохранить, создать новый конкурентоспособный курорт. Построена набережная, Сочи Парк, — рассказал глава.
И «сохранили», закатав в бетон набережной больше шести километров прекрасного пляжа с естественной галькой, уникальными растениями, морским течением, чистой водой, построив так называемую берегозащиту. Для этого на 50 метров в море засыпали привозную гальку, установили бетонные плиты с отверстиями для гашения волн. Однако очередные штормы даже с не самыми высокими показателями волнения неумолимо разрушают построенное. Предупреждения архитекторов на стадии проектирования, разрушенные штормом объекты первой очереди, митинги, пикеты, инициированные общественными активистами в защиту уникальной территории, ничему не научили: строительство упорно довели до конца. Что ж, забота о будущем здесь тоже налицо: масштабные финансовые вложения на ремонт набережной гарантированы — так же, как недовольство жителей совхоза «Россия» и туристов тем, что пляжи у них ГК «Олимпстрой» отобрал. Так же, как экологам – сожаление об уничтоженной краснокнижной растительности.
С заботой о будущем в Сочи развивается и бальнеология.
— Восстановлены терренкуры, появляются бюветы, — привел пример мэр. – Будем продолжать это направление.
Так что активистам и горожанам необходимо быть готовыми к новым бюветам. Напомним, в прошлом году питьевой бювет был построен с нарушением законодательства в зеленой зоне – в Приморском парке возле Зимнего театра.
Каждый местный житель наслышан о том, что такое система «Ноль отходов» по-сочински: несортированный олимпийский мусорный поток течет по золотому мусорному пути под Белореченск. В устах мэра это прозвучало иначе:
— В Сочи впервые в России реализована система «Ноль отходов». Она еще должна пройти обкатку. Мы не захораниваем отходы, а сортируем их, прессуем и вывозим за пределы Сочи.
И, конечно, если у нас и были проблемы с Ахштырем, по всей видимости, небольшие, то сейчас благодаря заботе там все хорошо.
— В Ахштыре проживают 70 человек, он, конечно, несколько удален от Сочи. Мы там совсем недавно завершили строительство дороги, с водой наладим, детей в школу подвозим, — рассказал мэр журналистам. – На встрече с моим замом они заверили, что вода есть. Что касается карьера, то он разрабатываться не будет. И если говорят, что дорогу проложили до карьера, то нет, это дорога, чтобы в центр добираться.
И как будто не было нескольких лет, в течение которых в целях добычи известняка разработали два карьера площадью порядка 150 тысяч квадратных метров, и не свозили в них не только мусор с олимпийских строек, но и бытовые отходы. И все спокойно, как будто не из-за повреждения водоносных слоев в результате разработки карьеров из Ахштыря ушла вода, засохли сады.
Поток туристов в Сочи, также, по всей видимости, прямо пропорционален заботе о будущем города. По словам Анатолия Пахомова, турпоток «даже в самые страшные времена не опускался ниже 4,8 миллиарда человек». Когда местные журналисты запротестовали, мэр поправился: миллионов. Ну, а в спешке пресс-конференции мало кто обратил внимание на то, что и эта цифра завышена как минимум на 1 млн человек. По информации самого главы на 26 декабря прошлого года, Сочи посетили более 3,8 млн туристов.
Другая тема, связанная с привлекательностью Сочи для курортников и туристов, — чистота моря – тоже на высоте заботы.
— Построены три очистных сооружения, глубоководные выпуски, у нас очень чистое море, и это оценят туристы, — утверждает мэр.
А то, что количество приезжающих в Сочи гостей могло бы быть и больше, — за это ответственность несут туроператоры: плохо привлекают в город, по мысли мэра. И совсем не отпугивает туристов сочинская дороговизна при невысоком качестве сервиса, просто турагентства плохо работают.
— Турпродукт у нас есть и сейчас, все зависит от турагентств, которые должны привлекать туристов. А что касается федеральной поддержки курорта, то не я это решаю. По линии городской поддержки – это будет, в бюджете предусмотрены деньги на это. Хотя мы считаем, что Олимпиада – самая большая реклама.
По всей видимости, именно уповая на Олимпиаду, в городском бюджете заложили на рекламу Сочи всего 5 млн рублей. Налогоплательщикам придется оплачивать из своего кармана существование и так называемого постолимпийского департамента, в который преобразуют олимпийский.
— Он будет заниматься созданием событий для привлечения туристов.
А как привлечь туристов, если, к примеру, проезд на такси от Прибрежного кластера до Блиново – 1,5 км – стоит 300 рублей? Если нет единой зоны катания в Красной Поляне, и приходится брать такси, чтобы перемещаться между ними? Ответ на эти вопросы был дан нечеткий, размытый. О том, что существует конкуренция, и у нас есть гостиничные дома по 400 рублей в сутки и одноразовым питанием, и есть дорогие отели. То же относится и к такси.
Ставшее банальным утверждение о том, что Олимпиада мотивировала строительство и реконструкцию существующей городской инфраструктуры, было дополнено подробностью.
— Олимпиада смотивировала и благоустройство частного сектора, — сказал мэр. – Реконструированы 11 тысяч объектов – фасады, крыши, заборы, мы им помогали. Под это можно было взять кредит в Сбербанке на десять лет, и люди воспользовались. И бизнес вложился в это. Мне приходилось встречаться с предпринимателями, объяснять, что надо вкладывать деньги. И они поняли, и не только свои объекты отремонтировали, но и соседям помогли.
А мы добавим, что добровольно-принудительный подход к работе с бизнесом еще и не на такой «выхлоп» способен. В угоду сетевым торговым гигантам из Сочи исчезли мелкие торговые предприятия. Из-за земельного спора между организациями остались без работы порядка 300 сочинских предпринимателей с вещевого рынка, и никто их не стал защищать. А в зоне олимпийского гостеприимства предприниматели за собственный счет установили подсветку, привели здания к единому архитектурному облику, обустроили в соответствии с требованиями безбарьерной среды и т.д.
— Мы гостеприимны, мы радушны, мы рады всем, и это знают все, — почти стихами сказал мэр.
Правда, сочинский бизнес до сих пор не может забыть брошенное Анатолием Пахомовым – «не нравится – уезжайте!» — в ответ на протесты предпринимателей по поводу закручивания гаек перед Олимпиадой. Ну и что с того, это ведь тоже забота!
Позаботимся о вас без вашего согласия – так, собственно, можно охарактеризовать и само решение о проведении Олимпиады в Сочи, принятое без референдума и изменившее Сочи до неузнаваемости. А будет ли он, как декларируется, курортом мирового уровня, покажет время. По официальным заявлениям, всё идёт хорошо.