Формулой бездействия в старейшем адлерском парке «Южные культуры» стало согласованное невнимание власти, прокуратуры, природоохраны к олигарху Дерипаске и госкорпорации «Олимпстрой», уничтожавшим парк под предлогом Игр-2014. Сегодня отравление и загрязнение парка продолжается под предлогом проведения в Сочи Гран-при «Формулы-1». У ограды парка дымит асфальтобетонный завод, варит трассу будущих гонок. После долгих лет напрасного писания жалоб местные жители готовятся выйти на митинг в защиту «Южных культур». А как иначе достучаться до небес?
Идея митинга родилась не сразу. Сначала у ограды многострадального парка жители встретились с первым секретарем Сочинского горкома КПРФ Игорем Васильевым, чтобы передать обращение к депутату Государственной Думы Сергею Обухову.
В обращении жители просят сохранить «Южные культуры». Для этого вернуть парку исконные земельные участки «Платановая аллея» и «Эвкалиптовая роща». При возврате Платановой аллеи решить, чьими силами она будет восстановлена. Прекратить использование парка для проведения массовых пикников. Вывести за пределы жилой зоны асфальтобетонный завод, расположенный по адресу: Сочи, Адлерский район, Нагорный тупик, 13.
На встрече адлерцы вспомнили золотой век «Южных культур». В советское время приморский парк давал большой доход от массового наплыва отдыхающих. Курорт торговал, как положено, сувенирами и морскими прогулками.
На встрече выяснилось, что Игорь Васильев тоже вырос в Адлере в семье советского офицера и хорошо помнит, как и что было раньше.
— Из парка был выход на причал, а там корабли, прогулочные катера… Это было еще 50-60 лет назад. Как мы жили в 20-м веке и как живем в 21-м — у нас есть, с чем сравнивать, — сказал Игорь Васильев.
Сегодня плата за вход в более-менее сохранившуюся, переданную Сочинскому нацпарку и огороженную часть «Южных культур» — 120 рублей. Но и платные прогулки никак не защищены от дыма и шума асфальтового завода.
За оградой парка можно водить еще более интересные экскурсии, чем внутри. Здесь музей олимпийской славы под открытым небом. Развалины Колизея не кажутся развалинами в сравнении с нашей разрухой.
За колючей проволокой горы мусора, загадочные бетонные коробки, автомобильные покрышки и другие артефакты исчезнувшей вместе с финансовыми потоками цивилизации олимпиоников. Ведущая к морю вековая Платановая аллея перегорожена бетонными блоками, залита грязными лужами, удобрена химикалиями после чистки трубы АБЗ.
Сильное впечатление на экскурсии вокруг парка производят высоченные, длиннющие глухие заборы с единообразной надписью «Сочи 2014». Надпись вызывает вопрос: хозяева огороженных территорий платят за олимпийскую символику или прикрываются ей?
На моих глазах одна из секций этого забора вдруг начала открываться. Оказалось, это ворота шириной около 10 метров, высотой более 3 метров. Такие ворота могли бы украсить вход в пещеру циклопа. В Адлере ими запирается территория сверхсекретного объекта «Мобильный асфальтобетонный завод Benninghoven производительностью 160 тонн в час».
Сразу скажу: тайна завода в том, что он не мобильный. Пока жизнь показывает: легче парк пересадить в другое место, чем подвинуть этот завод. Олимпиада прошла, а он стоит.
Но это я прочувствовал позже. А в момент, когда циклопические ворота открылись и внутрь заехал самосвал, я пошел следом посмотреть, как красиво дымит АБЗ. В глубине двора я увидел собаку и побаивался, что сторожевая. Однако дело обернулось хуже. Ко мне вышел сторожевой человек.
Честное слово, его негодование по поводу моего наглого вторжения, да еще с видеокамерой, было искренним. Он один был уверен в своей правоте больше, чем все защитники парка вместе взятые. Он знать не знал ни про экологию, ни про каких-то там местных, ни про их право чисто дышать. Его ключевые слова: «Путин разрешил», «Формула-1», «частная территория», «видеосъемка запрещена», «позову полицию». Кстати, внешне сторожевой человек похож на одного высокого чина адлерской полиции. Это придавало обещаниям дополнительный вес. Судя по его словам, он меня просто пожалел: я нарушил закон, проникнув на частную территорию, и мне повезло, что я встретил такого добряка, что он не вызвал полицию. Я пытался возразить, что дым тоже нарушает, когда без спроса выходит с частной территории в муниципальную атмосферу. Без толку.
Особый комизм спору придавало то, что его предмет не стоил выеденного яйца. Трубу и самосвал под погрузкой я снимал просто для картинки. С юридической точки зрения она совершенно ничего не доказывает, не усугубляет ничью вину. Про этот АБЗ давным-давно знают все, кому по должности положено.
Еще прошлой весной Роспотребнадзор составил протокол об административном правонарушении на ООО «СпектрРесурс» (директор С.С.Пилевин) — по названию и не угадаешь, что АБЗ. В ответ на жалобу граждан на дым заместитель главы администрации города Олег Ясюк написал про административный протокол.
Большую часть ответа составляет длинный перечень олимпийских объектов, куда «СпектрРесурс» поставлял асфальтобетон. Дескать, потерпите, граждане, от асфальта зависит престиж страны, а он без дыма не варится.
Сегодня престиж страны зависит от Гран-при «Формулы-1». Опять адлерцы терпят, стараются дышать реже. По информации организатора гонок ОАО «Центр «Омега», работы на объектах трассы продолжатся и в июле.
В октябре пройдут гонки. И все? Дым прекратится? Мобильный АБЗ, наконец, куда-нибудь подвинут из парковой зоны? Не факт.
По формуле бездействия 1 злоупотребления и беспорядки считались жертвами во имя Игр. По формуле бездействия 2 варка асфальта в зоне отдыха и проживания людей — жертва гонкам «Формулы-1». В перспективе возможна формула бездействия 3, когда промышленные объекты в парке станут оправдывать постройкой в Сочи игорной зоны, теперь уже не спортивной, а покерно-рулеточной.