Второго июля в Сочи были подведены итоги конкурса на размещение экскурсионных точек. Около десяти компаний получили минимальное количество мест для продажи билетов. По правилам и приметам сочинского экскурсионного рынка, в следующем году они главные кандидаты на «отсев» из бизнеса.
Курортный сезон для представителей экскурсионного бизнеса начался как обычно. Отдыхающие уже вальяжно расхаживали по улицам курортных поселков, а итоги конкурса на размещение временных павильонов для продажи билетов на экскурсии были еще никому неизвестны. Хотя те, кто год от года проигрывает и каждое место получает «с боем», утверждают, что ежегодные победители, забирающие то, что лучше и в больших количествах, уже спокойно торговали экскурсиями. Несмотря на то, что конкурс все еще шел, и чиновники администрации (предположительно) были заняты тщательным изучением представленной документации и мучительным выбором того, кто же все-таки достоин получить наибольшее количество наилучших по проходимости мест для продажи билетов.
Пока ежегодные фавориты спокойно занимались, по сути, несанкционированной торговлей, все остальные гадали, сколько будет потеряно в этом году, и пытались спрогнозировать убытки. Несмотря на то, что «официально» Сочи является «круглогодичным курортом мирового уровня», в реальности у большинства представителей экскурсионного бизнеса есть чуть меньше четырех месяцев в год для того, чтобы заработать на «высоком» сезоне. В этом году июнь можно вычеркнуть. Такая вот маленькая «забота» о развитии малого бизнеса, поставляющего налоги в казну.
— Я в экскурсионном бизнесе уже больше семи лет, — говорит директор небольшой экскурсионной компании Карина Пукалова. – Проблемы начались несколько лет назад, когда администрация города взяла курс на «укрупнение» экскурсионного бизнеса. Конкурсные требования составлены так, что небольшим компаниям соблюсти их практически невозможно. Для того чтобы получить лучшие места, необходимо набрать определенное количество баллов. Например, учитывается такой фактор, как прошлогодняя налоговая нагрузка. Но ведь понятно, что у тех, кто в прошедшем сезоне не получил большого количества мест, она, естественно, меньше. Также компании должны предоставить накладные из типографии на печать 15 тысяч рекламных буклетов, это стоит около 30 тысяч рублей. Непонятно, зачем понадобилось такое требование. Договор страхования наших клиентов должен быть подписан заранее, до того как итоги конкурса становятся известны. Страховать клиентов я согласна, это очень важное требование. Но если я не выиграю конкурс и останусь без работы, то и страховать мне будет некого. Получается, что 40 тысяч рублей компании, оказывающей эти услуги, я заплачу напрасно.
И их осталось трое
Несколько лет назад администрация города с целью облагородить внешний облик павильонов для продажи экскурсионных билетов закупила крохотные металлические будки, накаляющиеся в жару. Теперь все, кто выигрывает конкурс, должны их арендовать у муниципалитета. Как говорится, какой-никакой, а все-таки источник доходов. Правда, муниципалитет, радеющий за качественное предоставление услуг потребителям, сам этого делать не умеет. Выяснилось, что чиновникам будки хранить негде, и обязанность за их хранение в течение всего года должен брать на себя арендатор. А это еще затраты на аренду склада в межсезонье, к тому же никому не известно, понадобятся ли они компании в следующий сезон.
— С каждым годом я постепенно теряю места дислокации, — говорит Карина Пукалова. – Семь лет назад моя компания начинала с 19 торговых точек. Постепенно их количество снизилось до трех. В этом году, я получила только одну. Два павильона, которые я хранила за свой счет, теперь предстоит отдать конкурентам. Что будет дальше – можно даже не загадывать. Чем меньше продано билетов, тем меньше организовано экскурсий, заплачено налогов, и шансы остаться в бизнесе становятся все более призрачными.
В идеале, местные власти напрямую заинтересованы в том, чтобы в городе появлялось больше представителей малого бизнеса, а небольшие компании со временем росли и платили больше налогов в казну. На практике получается, что у маленького бизнеса условий для старта и развития нет. Политика укрупнения приведет к тому, что на рынке останется несколько компаний. Конкуренции не будет, а значит, стоимость услуг не снизится, а качество не повысится.
Михаил Лысов, бывший директор компании «Экскурс и Я», — один из тех, кому пришлось покинуть рынок. Борьба за точки велась практически каждый год, но возможности у маленького бизнеса не безграничны, поэтому она все равно оказалась проигранной.
— Я на рынке с 1992 года. В этом году впервые за долгое время не стал участвовать в конкурсе, потому что шансов для себя не вижу, — говорит Лысов. — До этого каждый год боролся за место под солнцем. Мы подавали судебные иски с требованием отменить условия конкурса, обращались в различные инстанции. В 2010 году Федеральная антимонопольная служба признала, что в действиях администрации города есть нарушения закона «О защите конкуренции». УФАС ссылается на то, что в конкурсе не указаны четкие критерии отбора победителей. Было принято решение выдать администрации города предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, но, по сути, ничего не изменилось.
Плюс грамоты
Уже более 10 лет экскурсионное колесо обозрения вертится по одному и тому же сценарию: «Красная Поляна, 33 водопада, мед, шашлык, потанцевать». Пока администрация города жалуется на бюджетные долги и ломает голову над тем, как привлечь курортников, последние на форумах об отдыхе пишут о Сочи, что-то вроде «был, видел, ничего нового, опять Красная Поляна, 33 водопада, надоело».
В этом году в городе разрабатываются путевые листы на два новых маршрута – Олимпийский парк и «Сочи Парк». Надежды на них возлагаются колоссальные, но оправдаются ли они, покажет время.
Не так давно специалисты Сочинского отделения Русского географического общества выделили 13 перспективных и новых маршрутов для развития туризма, причем большая часть — в непосредственной близости от города. Презентационные материалы о них были переданы в администрацию города. Хочется верить, что в ближайшее время в традиционном наборе экскурсий появятся новые, но как-то не верится. Кстати, такого критерия, как популяризация новых экскурсионных направлений, в конкурсном отборе компаний нет. Нынче в почете рекламные буклеты и грамоты, выданные администрацией. Кому нужны эти новые маршруты? Уж точно не компаниям, получившим более 10 точек, в 50 метрах друг от друга. Зачем им что-то разрабатывать? У них и так всё будет ок.
На прошедшей в июне конференции «Постолимпийский Сочи» был представлен доклад кандидата наук, доцента Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Керашева Андрея Кизилова.
Слушателей познакомили с подробным отчетом об уникальных памятниках археологии, не задействованных в сочинской туристической индустрии. Все они находятся в черте города в непосредственной близости от транспортных маршрутов. В том числе и недавно найденные останки средневековой крепости в самом центре Сочи. По мнению ученого, историческая значимость памятников колоссальна, и они вполне смогут привлечь потоки туристов так же, как английский Стоунхедж. Но экскурсии к ним не возят, и большой вопрос, знают ли о их существовании лучшие, по мнению администрации, представители бизнеса.
Популярность того или иного маршрута в Сочи напрямую зависит от… общепита. Причем, экскурсионщики сами признаются, что это порочный круг. Но что поделать, тактика разрабатывалась годами. Владельцам ресторанов на популярных объектах нужны клиенты, их везут к ним автобусами и получают за это свой процент. Возле крепостей ресторанов пока нет, а значит, в ближайшее время не будет и курортников. Пока популяризация туристических объектов в Сочи напрямую зависит от шашлыка, который, кстати, можно пожарить даже под Свердловском.
Михаил Винюков, директор компании «Путешествия с Михаилом», занимается «страшным и ужасным» в сочинских экскурсионных кругах делом – ценовым демпингом. Сегодня стоимость экскурсий у всех компаний практически одинаковая, и не низкая.
— У меня есть аудиозапись с заседания представителей экскурсионных компаний в Лазаревском районе, где шла речь о единой цене на маршруты, — говорит он. — Я не вижу смысла в высоких ценах, если экскурсии могут быть более доступными для людей без потери качества. Для примера, стоимость экскурсии по маршруту 33 водопада в моей компании 350-450 рублей, сюда уже включен весь набор услуг. У других компаний из Лазаревского — 750-980 рублей. Поездка на Красную Поляну из нашего поселка стоит 1200, в Олимпийский парк – 900 рублей, в эти цены все услуги так же включены. Экскурсии в Сочи вполне могут быть более доступными по цене и выгодными для бизнеса. Для этого нужно просто создать конкурентоспособный рынок. Пока у нас монополия нескольких компаний, диктующих единые правила игры.
Конкуренции у нас не будет до тех пор, пока небольшим компаниям не создадут условий для роста. Не будет низких цен и развития отрасли, не будет увеличения поступлений в городскую казну. Сейчас у города две непогашенных кредитных линии, и в качестве дополнительных источников вливаний в бюджет глава города предложил процедуру изъятия земельных участков за долги по аренде. Изъять проще, чем развить тот же бизнес, например. В экскурсионной отрасли, например, в ближайшее время, уже намечается минус десять компаний.