Краснодарский краевой суд отменил приговор сочинцу Мардиросу Демерчяну, осужденному «за ложный донос на полицейских». Некоторые граждане, которые не сильно в теме, начали было радоваться: есть справедливость! На самом деле нынешнее решение просто аннулирует результаты длительного процесса, который шел в Адлерском районном суде Сочи. И все начнется по-новой: либо «пересуд», либо даже новое расследование, а только потом суд. В любом случае радоваться пока нечему.
Напомним, олимпийский строитель, а точнее — электрик — Мардирос Демерчян был задержан полицией 12 июня 2013 года по обвинению в краже, которую он будто бы совершил с напарником на олимпийском объекте. Уже на следующий день из полицейского отделения в микрорайоне Блиново он был доставлен в 4-ю сочинскую городскую больницу. Тогда Демерчян заявил, что стражи порядка его пытали. Как велось следствие по его заявлению, непонятно, ибо, несмотря на явные травмы и тяжелое состояние строителя, он в ответ был обвинен в клевете на полицейских. 17 декабря Адлерский районный суд признал его виновным в ложном доносе и приговорил к 300 часам исправительных работ. С того самого дня защита Демерчяна пыталась обжаловать приговор в Краснодарском краевом суде.
И вот он отменен. Краевой судья Наталья Голышева направила дело прокурору «на дополнительное расследование». То есть, многомесячный суд, с его унизительными допросами, причинявшими «подсудимому» очевидные душевные травмы, – все это псу под хвост. С одной стороны, вроде хорошо: получается, что виновность Демерчяна вроде как не доказана. Иначе бы приговор не отменили. Хотя трудно сказать, что перевесило: адвокаты тоже подавали жалобы на нарушения в ходе процесса. Именно они добивались отмены приговора.
И что теперь?
— Решение должен принять прокурор Адлерского района, — пояснил «Сочинским новостям.рф» один из адвокатов олимпийского строителя Александр Попков. – Вариантов всего два. Он может снова отправить дело о клевете на полицейских в суд для нового рассмотрения. Либо назначить новое расследование. В любом случае, это все затянется надолго.
«Процесс о клевете», по мнению правозащитников, не дает возможности приступить к тому, из-за чего все началось. А именно к самому инциденту, который произошел в июне 2013 года и обернулся для Демерчяна потерей здоровья и большими моральными страданиями. Пока его не «отобьют» от репутации клеветника, ни о каких мерах по наказанию полицейских (конечно, если их вина будет доказана) и мечтать не приходится.
Суд, о котором идет речь, начался в марте 2014 года, а закончился в декабре. Это 9 месяцев. Еще три с лишним месяца ушло на обжалование приговора. Итого – целый год практически бесцельно потраченного времени.
Между тем, семья Демерчян все это время жила и продолжает жить в довольно плохих условиях. Старый барак, где у них одна комната и кухня, – вот и вся собственность. Там проживают сам Мардирос с женой, его мать и двое маленьких детей. Еще двое детей постарше обычно ютятся у родственников. По свидетельству правозащитников, иногда навещающих Демерчянов, у них порой нет даже еды.
— Мы и в холодильник заглянули, — говорят визитеры. – Там пусто. Плохо у них и с детскими вещами, покупать их не на что. Сам Мардирос не может работать по состоянию здоровья, а жена Людмила находится в отпуске по уходу за ребенком. Как она ранее говорила, судебная тяжба отразилась на здоровье ее мужа: он постоянно находится в депрессивном состоянии, обострились хронические заболевания, да и травмы, полученные, как утверждает Демерчян, во время пыток в полиции дают себя знать.
Общественники несколько раз оказывали семье пострадавшего гуманитарную помощь. Но все это разовые акции, проблемы они не решают.