Чуть больше месяца назад «Сочинские новости.рф» писали о возможных изменениях сквера перед Центральным универмагом. Проект благоустройства предусматривает сокращение зеленых зон за счет появления в сквере коммерческих объектов. Известие об этом вызвало в городе большой резонанс. Несмотря на то, что большинство сочинцев выразили негативную оценку проекта, его инициатор, глава компании Retail Managment Group Марат Савелов заявил, что работа над ним будет продолжена.
Компания Retail Managment Group является разработчиком нового бренда Центрального универмага. «Сочи. Море. Яблоки» — такой слоган был подготовлен для нового имиджа. Универмагу предстоят большие изменения, причем не только внутри здания. Разработчики яблочной концепции почему-то решили, что ребрендинг должен затронуть не только сам торговый объект, но и прилегающую к нему территорию, а именно полюбившийся многим сочинцам и гостям курорта сквер, который еще не так давно загромождали временные палатки рынка «Чайка».
Яблоки наступают
Недавно на сайте «Архитектура Сочи» появилась статья, в которой подробно рассказано обо всех изменениях. Само здание ЦУМа ждет «реконструкция с приспособлением объекта под современное использование». Количество торговых площадей увеличивается за счет внутреннего двора, обустройства подземного этажа и использования крыши.
Но это еще не всё. ЦУМ заявляет о благоустройстве прилегающей территории, суть которого сводится к полному исчезновению трех зеленых зон. Круглая клумба с пальмой у центрального входа будет убрана для обустройства площади перед сценой, а на месте двух газонов с правой стороны здания появятся детский центр и кафе.
Кроме того, Retail Managment Group предложила расположить торговые павильоны в середине прогулочного бульвара, а для того чтобы гуляющим по нему осталось место, прогулочную зону предлагают расширить, опять-таки за счет сокращения зеленых территорий. Свое решение расположить торговые модули прямо в середине прогулочной части разработчики бренда объясняют заботой об эстетической привлекательности сквера. По их мнению, павильоны у края прогулочной части будут закрывать вид на озеленение. При этом они никак не объясняют, почему часть сквера закрывается баром и цветочным павильоном, которые тоже должны появиться в рамках «яблочного бренда».
Неудобное положение
Проект благоустройства сквера вызвал бурную реакцию жителей города. В блогах и социальных сетях многие высказались против яблок вместо пальм. Сочинцы сравнили попытку приспособить сквер под торговые нужды с возвращением печально известного рынка «Чайка».
В интервью МАКС Порталу руководитель Retail Managment Group Марат Савелов, признался, что преждевременная критика проекта поставила его и руководство города в «неудобное положение», поскольку речь шла только о его обсуждении в рамках градостроительного Совета при главе города, поэтому сейчас ему приходится «оправдываться за действия, которые еще не совершены».
— Страшные палатки из 90-х не имеют ничего общего с нашими идеями. Только этим можно объяснить столь эмоциональную реакцию на проект, или тем, что кому-то очень хотелось получить личный пиар. Я еще раз хочу подчеркнуть, что наша задача – создать в городе обновленную среду, точку притяжения и объект экскурсионного показа, — сказал он.
Правда, красивый дизайн палаток, отличающий новые павильоны от старых ларьков, совсем не меняет сути проекта – общественная территория сокращается за счет появления новых коммерческих площадок. Хотя разработчики яблочного бренда уже не раз отмечали, что их основная цель не прибыль, а улучшение городской среды.
Искривление пространства
Из статьи, опубликованной на сайте «Архитектура Сочи»: «Просто торговыми центрами уже никого не удивишь, поэтому особое внимание разработчики проекта обновления уделили поиску основной концептуальной идеи».
Ей, видимо, стала новая интерпретация уже давно известного всем термина «общественное пространство».
Из толкового словаря: «Общественные пространства – это свободные от транспорта территории общего пользования площади, улицы, скверы, бульвары, предназначенные для использования неопределенным кругом лиц». То есть, благоустроенный и зеленый сквер, который много лет существовал у ЦУМа, как раз и является тем самым общественным пространством.
Но, по мнению компании Retail Managment Group, общественное пространство – это нечто иное. Она придает этому словосочетанию новое значение: «Общественное пространство как новый подход к благоустройству территории», — гласит название опубликованной на архитектурном сайте статьи. Там кстати, описывается и история сквера, авторы сетуют на то, что он много лет метался между выбором либо в пользу озеленения, либо в пользу торговли. А разработчики новой концепции универмага предлагают третий вариант – общественное пространство. Ну, а как иначе объяснить появление коммерческих объектов на зеленой территории?
«Сегодня общественные пространства являются фактором экономического роста городов и служат для повышения качества жизни, обновления урбанистической среды», — говорится в статье.
Марат Савелов: «Мы не остановимся»
Руководитель Retail Managment Group заявил, что компании важно мнение горожан обо всех предстоящих изменениях. Недавно на сайте ЦУМа началось голосование за проект благоустройства прилегающей территории. Правда, самого проекта там найти не удалось, есть только красивые картинки в 3D с изображенными на них отдельными элементами, которые должны появиться в сквере, цветочный павильон, кафе, кинотеатр, детский центр и т.д.. Очень удивили и арки с надписью «ЦУМ», которые разработчики предложили поставить у входа в сквер, чтобы «создать иллюзию попадания в другое пространство». Получается, вход в ЦУМ начинается уже при входе в сквер.
Из комментариев жителей, размещенных на сайте ЦУМа:
Лена Крыленко: В зоне железнодорожного вокзала и транспортного узла, на проходе к остановкам и вокзалу данный объект неуместен и небезопасен. Зеленые зоны сократятся, проходы будут сужены. Против представленного проекта ЦУМА! Символ этого проекта — надкусанное яблоко, как символ жадности застройщиков: «А что не съем — то понадкусываю».
Константин Бредников: Я категорически против этого проекта и всеми силами буду препятствовать его осуществлению, к чему и других сочинцев призываю. За красивыми картинками скрывается уничтожение клумб, загромождение дорожек и площади разными, в том числе и торговыми конструкциями. Внутри здания, во дворе, на крыше — резвитесь, как хотите, реализуйте свои креативные идеи. А сквер и площадь — не трогайте!
Сергей Чеботарёв:Территория эта — муниципальная, а, стало быть, не частнику решать, какой облик её придавать. Единственное, на что у них есть право, так это выйти на субботник по уборке сквера по весне. ВСЁ! А изуродовать площадку ради извлечения выгоды, вообще, верх цинизма! Набережной в Центральном районе уже нет. Сплошная торгушка. Моря не видно с променада. … Это называется «вносить ЦУМятицу» в нормальную жизнь города…
Николай Горин:Недолго музыка играла, как говорится — на пять лет хватило очистки зеленой зоны от торговли и прочих нагромождений… Чтобы создать видимость порядка и местного колорита к Олимпиаде. А теперь снова можно заполонить все торговыми павильонами, какими-то комплексами, железными дорогами (о, ужас!!!), барами, на, казалось бы, облагороженной, СВОБОДНОЙ пешеходной зоне, где, наконец, можно было хоть немного отдохнуть от суеты!
Большинство сочинцев, написавших комментарии, высказались против благоустройства уже благоустроенной территории. Не так давно в интервью «МАКС ТВ» прозвучало и мнение мэра Сочи Анатолий Пахомова по поводу изменений в сквере: «Этого не будет, пока я мэр!» — заявил он.
Несмотря на это, Марат Савелов сообщил о том, что работа над проектом благоустройства все равно будет продолжена:
— Мы готовы к длительной и кропотливой работе с городом и горожанами, чтобы убедить их в нашей правоте, но мы не остановимся, и в любом случае территория будет преображаться. Мы терпеливы и очень уважительно относимся к мнению жителей и руководства города. Мы отдаем себе отчет, что город только со временем начнёт осознавать важность общественных пространств. Во многом нужно с этой мыслью свыкнуться, обдумать её, понять и поверить, что мы такое сможем сделать, — заявил он.