Населенный пункт Кепша привлекает внимание властей в дожди, когда речка Кепша его топит и ее не остановить, а в долгие периоды между дождями, когда надо что-то делать для предотвращения следующей чрезвычайной ситуации, в Кепше тишь да гладь, да бумажная благодать. Недовольных граждан Кепши посылают по кругу: управление делами Президента — администрация Адлера — прокуратура — Росприроднадзор. Каждая инстанция находит законный предлог для бездействия. Сегодня в Кепше дорожные рабочие красят мост, поверх него во время дождей потечет река.
В паводок уровень Кепши поднимается более чем на два метра. Вода заходит в дома, покрывает улицы наносами. После паводка наносы некуда девать, их сгребают в насыпи по берегам реки. Поэтому в сухую погоду устье Кепши похоже на большой склад инертных материалов. Между паводками грунтовые воды заходят в подвалы домов, во дворах пробивают бетонные дорожки и родниками текут под ноги. Лужи стоят на игровых площадках детского сада. Геологи предупреждают о катастрофическом сходе селя из верховий реки. Жить в Кепше опасно, но жить больше негде. Дом в зоне ЧС можно продать только за бесценок.
Слияние рек Мзымты и Кепши — самое узкое место Олимпиады. Здесь сходятся магистрали, ведущие из Адлера в Красную Поляну. Благодаря этому поселочек Кепша (316 жителей по последней переписи) — российский лидер по числу мостовых переходов на душу населения. Только в устье Кепши пять мостов. Каждый тормозит сток реки в паводок. Вантовый красавец-мост изменил русло Кепши. А мостик на съезде с федеральной трассы в поселок служит плотиной. Сегодня расстояние от проезжей части моста до русла реки под ним меньше метра. Дальнейшими наносами вода себя закупорит.
Так уже было во время паводка. После опасной чистки русла от наносов, а моста – от приплывших по реке деревьев работники краснополянского участка федерального государственного дорожно-эксплуатационного предприятия «Мосты и тоннели» внимательно следят за прогнозом погоды, чтобы бороться с ЧС сразу, как только она начнет наступать.
— Когда по прогнозу дожди, на участке ночуют экскаватор и мастер с дежурной бригадой, — говорит начальник краснополянского участка Роман Скулов.
Отметим, что федеральные дорожники, как и жители Кепши, несут затраты по вине ОАО «РЖД». Железнодорожники, когда осваивали скромные $9 млрд на строительстве главной олимпийской дороги, должны были вести надзор за проектировщиками и строителями вантового моста на сопряжении рек. Мост искусственно повысил тальвег Кепши (самую низкую отметку реки в межень). Последствия изменения гидрологической обстановки не просчитали, либо предвидели и сочли несущественными.
По берегам Кепши высятся два высоких вала сыпучего грунта. Если бы дети в песочнице решили насыпать дамбу, получилось бы что-то похожее. О том, как эти валы защищают поселок от паводков, «Сочинским новостям.рф» рассказал гидрогеолог Александр Животов:
— Непонятные отвалы грунта высотой 5-6 метров по берегам Кепши приводят к кардинальному изменению поверхностного стока. В естественных условиях во время дождей вода беспрепятственно стекала в русло реки. После изменения гидрологической обстановки вода скапливается вдоль внешних бортов отвалов и просачивается на уровень грунтовых вод, что сказывается на их уровне в колодцах, погребах, подвалах домов поселка.
Александр Животов, полвека работавший гидрогеологом в разных горно-климатических условиях, объяснил, как рукотворная ЧС подпитывает и развивает себя. После паводка люди возвращают наносы реки к реке. Река размывает их и ими продолжает повышать тальвег. Чем выше тальвег, тем сильнее Мзымта подпирает Кепшу во время паводка. Чем сильнее подпор, тем выше уровень грунтовых вод. Чем выше грунтовые воды, тем сильнее топит поселок.
Для грамотной инженерной защиты территории необходима «техническая дамба с системой водопропускных сооружений и дренажей». На худой конец отвалы грунта следует укрепить хотя бы сетчатыми конструкциями.
Ничего подобного не делается годами.
Бюрократия системна по-своему. Система прослеживается и в том, что происходит с Кепшей, что небюрократу кажется бардаком. Адлерские чиновники обходят дома и предлагают жителям расписаться в том, что они знают о своем проживании в зоне вероятного стихийного бедствия. То есть если случится наводнение, как в Крымске, пострадавшие будут сами виноваты, поскольку их предупреждали, а они не отселились.
Время от времени в Кепшу приезжают тракторы и перемещают энное количество кубометров грунта из одного места в другое. В этой загадочной бессмысленной работе граждане Кепши тоже видят систему. Ликвидация причин ЧС невыгодна использующим ее в качестве предлога, периодически позволяющего качнуть деньги из бюджета. Кепша входит в систему самовозобновляющихся ЧС.
А что делать?
Жители Сочи уже привыкли к вбросу мэром Сочи ярких идей в СМИ. Кепшу Анатолий Пахомов пометил рационализаторским предложением возить речные наносы для подсыпки морских пляжей. Тут убавить, там добавить — компенсировать вред, причиненный Олимпиадой Имеретинке, вредом, причиненным ею же Кепше. Изюминка идеи в экономии бюджетных средств: перевозку, по мысли мэра, должны взять на себя арендаторы морских пляжей.
Сочинцы привыкли и к тому, что наибольшую пользу яркие идеи мэра приносят, когда не идут дальше заявлений. Как объяснили специалисты, до перемещения к морю наносов Кепши следует провести гранулометрический анализ. Но даже органолептически (на вид и на ощупь) понятно, что 80 процентов наносов Кепши — очень мелкие фракции: глина, песок, пыль. Валуно-галечникового материала, образующего сочинские пляжи, очень мало. Мелкие фракции море быстро размывает и стягивает отсыпанные ими пляжи на дно. По мнению специалистов, наносы Кепши годятся «для строительных целей, для подсыпки территорий, кроме пляжных».
Удивительно, что были годы, когда мнение специалистов совпадало с практикой. По воспоминаниям местных жителей, частники покупали разрешения на вывозку грунта. Но потом все застопорилось. Выборка гальки из рек строжайше запрещена законом, включая реки с измененными руслами. На протяжении километра от сопряжения с Мзымтой на Кепше каждый квадратный метр пройден лопатой бульдозера. Теперь настала пора соблюдать природоохранное законодательство — охранять рукотворную ЧС.
В предолимпийские годы, пока железнодорожники закупоривали устье Кепши, энергетики в верховьях реки тянули высоковольтную ЛЭП по сыпучим склонам хребта Иегош. В результате в верхнем течении Кепши сошел сель. В течение двух лет после этого вне зависимости от погоды, в межень и в паводок, Кепша была черной рекой. Сель можно было прогнозировать: еще в 2001 году в истоках Кепши сошел оползень, более 2 миллионов кубометров, подвижка горы образовала 30-метровый обрыв.
Когда-то из Мзымты в Кепшу заходил на нерест черноморский лосось, теперь ставший воспоминанием. Удобные нерестилища, заводи и перепады уничтожены. По новому руслу течет мутная река.
Сегодня нет целостного видения ЧС и согласованных усилий по ее ликвидации. В годы олимпийских строек выходы из подобных тупиков пробивал волевыми решениями заместитель председателя Правительства России Дмитрий Козак.
Председатель Общественного олимпийского совета Виталий Игнатенко в декабре 2014 года обещал выйти на Козака по вопросу Кепши. За истекшие полгода Козак проявил активность в бассейне Мзымты, но не в связи с Кепшей. Дмитрий Николаевич распорядился выделить в верховьях Мзымты сервитуты (территории для прокладки дорог и проезда в заповедные горы строительной техники горнолыжных курортов). Вместо ликвидации искусственной ЧС в среднем течении Мзымты Козак занялся подготовкой будущих аналогичных ЧС в верховьях реки. Похоже, у зампредкабмина какие-то личные счеты с Мзымтой, и он не успокоится, пока не освоит ее на всем протяжении.
Как заметил глава администрации Адлерского района Александр Жигалко, «режим чрезвычайной ситуации, объявленный в Кепше в сентябре 2013, не может длиться такой период времени – больше года».
При нынешних темпах мероприятий по ликвидации ЧС она растянется на многия лета.
В настоящее время все заняты ожиданием. Жительница Кепши Александра полгода ждет ответа на обращение в адрес Путина. Земляки Александры надеются (хотели бы надеяться) на переселение в пустующее наследие Олимпиады — в дома в Веселом или в Эсто-Садке. Федеральные, краевые и муниципальные ответственные за ЧС на Кепше тоже ждут. Хорошего дождя.