Километры пляжей Имеретинки до пограничной вышки на границе Абхазии — зона, свободная от общественных туалетов и урн. Между водой и волноотбойной стеной голый берег. Дорогу на пляжи преграждают заборы и траншеи. Но ничто не в силах остановить летнюю тягу россиян к единственному теплому морю державы. Вопреки искусно созданной барьерной среде волна отдыхающих, в том числе инвалидов-колясочников, заполняет необустроенные пляжи. И на гребне этой волны сочинская мэрия приветствует начавшийся по не зависящим от нее причинам курортный сезон.
Заботу о пляжах Имеретинки мэрия на этот год отпасовала отельерам. Правительство страны передало пляжи в пользование прибрежным отелям и поручило благоустроить, оставив общедоступными.
Администрация Сочи любит и умеет оказывать доверие. Канализование фекальных стоков, чтобы не текли в море, она доверила гражданам, обустройство пляжей — арендаторам и отельерам. Теперь, когда отельеры доверие не оправдали, мэрия доверяет гостям курорта: доверие выражается в том, что при отсутствии на пляже туалета гости не будут справлять нужду в море, а съездят, к примеру, на улицу Молокова в платный (25 руб.) туалет.
Сочинские пляжи отданы на откуп предпринимателям, работающим по принципу «кто во что горазд» с целью расставить между водой и отдыхающим максимальное количество платных соблазнов. Например, при входе на общедоступный пляж в Хосте турист упирается в красную решетку аттракциона «батут». Почему батут? Почему тут? Логику искать бесполезно. Как бесполезно искать инспектора Роспотребнадзора, способного уменьшить рев техники или музыки на пляже до безопасных для человеческого организма децибел.
Творящееся сегодня на пляжах противоречит экосистеме Черноморского побережья и азам санитарии. Арендаторы засыпают гальку песком, стелют под грибки ковролин, считая такое украшательство эстетичным и гигиеничным. Курортное дело больше не нуждается в рекомендациях науки и докатилось до забвения элементарной истины «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». В годы, когда Сочи был черноморской здравницей, лучшим местом на пляже считалась самая кромка берега, где солнце убивает бактерии на омытой морем гальке. И в глубине пляжа все было жесткое, сохнущее, ни в коем случае не ковролин, под ним неизбежны сырость и гниль. Он давно заслужил репутацию рассадника бактерий.
Научную систему оздоровительного пляжного отдыха вытеснила спонтанная коммерция. С подачи сочинской мэрии государство переложило на отельеров пляжное благоустройство Имеретинки без учета мотивов ведения частного бизнеса. Попытки создать дружный коллектив конкурентов для решения общей задачи заведомо обречены. Зачем отельеру тратиться на общественный туалет вне отеля? У него номерной фонд пустует и готовые туалеты для постояльцев внутри. При нехватке постояльцев отельер мотивирован на выпендрёж с целью остановить выбор туристов на своем отеле. Надо отличиться тем, чего нет у соседей. Грубая галька давит бока и ступни дорогих гостей. Посыплем песочек. Но, прежде чем лечь на песок, не хотите спросить, откуда его привезли, посмотреть результаты его химического и радиологического анализа? А проводились ли такие анализы? А уместен ли вообще песок на данном конкретном пляже?
Сегодня курортологи констатируют, что «завоз грунтов из других районов под Олимпиаду уже изменил экологию Сочи». Зачем же усугублять ситуацию?
Реки Сочинского побережья заботятся о здоровье туристов и образуют пляжи из проверенного материала. О чистоте гальки, выносимой реками в море, свидетельствует природная чистота их воды. По словам гидрогеолога Александра Животова, если в руслах и были залежи вредных руд, реки много лет назад их вымыли. В Сочи питьевая вода постоянно берется на анализ. Чиста вода — чиста галька. А какова экология далеких карьеров, из которых в Сочи везут мягкий желтый песочек? Вопрос темный.
— Галечный пляж в принципе гигиеничнее песчаного. Галька лучше промывается и прочищается атмосферными осадками и морскими штормами. А песок налипает на кожу. Кожа влажная: если после купания в море — одно дело, если вспотела — другое. Песок контактнее гальки: его мельчайшие частицы долго остаются на коже с вероятностью возникновения разнообразных последствий… В Имеретинской бухте и на «Ривьере» природный состав песка резко отличается от того, что могут туда завезти. Состав песка всех морей и океанов разный. Где-то ракушечник, где-то гранитная крошка… На Желтом море совершенно не такой пляжный колорит, как на Черном, — говорит научный сотрудник НИЦ курортологии и реабилитации Татьяна Орехова.
Словом, псамотерапия (оздоровление человека на песчаных пляжах) — это наука. Великолепен белый песок естественных пляжей океанских атоллов. Не хуже крупный красноватый песок вперемешку с ракушками на побережье Азова. А зависть и механическое стремление засыпать привозным песком берег Сочи оборачиваются унылой картиной. На Ривьерском пляже в центре курорта серость. И поверх песка настелены деревянные дорожки. Для гладкого хождения босиком они с равным успехом могли лежать на гальке. Зачем песок?
Как заверили нас в Научно-исследовательском центре курортологии и реабилитации, по пляжным вопросам с ними никто не советуется. Те, у кого рычаги власти и денежные мешки, действуют спонтанно, независимо от науки. Как придет в голову светлая идея, так и воплощают.
Примеры для подражания дают сочинские градоначальники. Лет десять тому назад экс-мэр Виктор Колодяжный посетил пляж «Ривьера» и высказал пожелание посыпать берег мягким песочком. Как в Анапе. Чем Сочи хуже Анапы? Если бы в команде Колодяжного были гидрогеологи, ему бы растолковали, что не держится на наших галечных пляжах песок, море и дождь его смоют. Но Колодяжный вошел в историю Сочи как чудотворный строитель покрытий. Тротуары замостил брусчаткой (сегодня она щербата, как советская тротуарная плитка), а главный городской пляж посыпал песком.
С легкой руки Виктора Викторовича каждую зиму на битву с морем выползают самосвалы и бульдозеры. Волны уносят песок — техника его подсыпает. Такая недетская игра. Море — вечный двигатель качания денег из казны.
А вот посадят следующим мэром Сочи крымчанина — и он распорядится завезти на пляж милые его сердцу, привычные для побережья Крыма скалы. Не смогут? У нас после Игр все могут. У каждого свой клин в голове, а в совокупности — клиника. Чем дороже и противоестественнее, тем круче, модней, выгодней.
К сожалению или к счастью, наш отечественный турист — самый снисходительный турист в мире.
Сегодня прогнать отдыхающих от моря не могут даже самосвалы и бульдозеры, запущенные на пляжи центра Сочи во исполнение краевого закона о расширении пляжной полосы до 50 метров. На берег валят все подряд: гальку, песок, глину, почвенный слой. Сделать это раньше было нельзя. Первая неделя лета – самое удобное время развезти грязь на пляжах, чтобы страна знала, как в Сочи исполняется закон.
Шторм за штормом море уносит песок с ривьерского пляжа, год за годом мэрия его подсыпает.
Фото из архива редакции