Накануне Олимпиады в соцсетях появился пост о дворнягах с грузовой базы РЖД, которых перед началом Игр собираются передать в руки службы отлова. Сочинский врач-стоматолог Влада Провоторова нашла место и средства для перевозки их в вольеры. Так в городе появился частный приют, который работает и сегодня.
Полтора года назад в силу известных обстоятельств сочинские дворняги в довесок к бесприютной и полуголодной жизни вдруг обрели мировую популярность. Сегодня ажиотаж вокруг «бедных олимпийских собак» постепенно стихает. А приют, созданный по инициативе жителей города, продолжает успешно работать.
В лучах славы
По пути в приют его организатор Влада Провоторова рассказывает о том, как все начиналось:
— Когда шло строительство олимпийских объектов, рабочие нередко прикармливали дворняг. На разных стройках их насчитывалось по нескольку десятков. Потом объекты были сданы, открыты, рабочие разъезжались по домам, а за дворнягами приезжала служба отлова. Когда я прочитала о том, что работники «Баси» (компании по отлову) должны приехать за собаками, жившими на грузовой базе РЖД, начала искать средства для того, чтобы перевезти их. Откликнулся один из олимпийских подрядчиков, строительная организация «АЛК+ Компани». Они выделили средства на строительство вольеров, и мы их временно разместили на землях сельхозназначения с разрешения одной из организаций. Компания по спасению собак с базы, кстати, была неудачной, — признается Влада. — Когда мы приехали, они разбежались. С большим трудом удалось найти только двух. А вольеры остались. Не пустовать же им! Тем более что в соцсетях продолжались сообщения об «олимпийских отстрелах» в Адлерском районе.
Последние месяцы перед Играми Сочи купался во всемирной славе и постоянно находился под прицелом иностранных журналистов. О проблемах, которые сегодня и даром никому не нужны, тогда писалось в Washington Post и других известных изданиях. Любой конфликт, любая нестандартная ситуация тут же раздувались до международных масштабов. Ни о чем таком не подозревавшие сочинские дворики, кормившиеся с помоек и умильно попрошайничающие у гостей курорта, вдруг оказались на пике популярности. Этих милых созданий собираются отстреливать, и не где-нибудь, а в олимпийской столице. Никому никогда не нужные и интересные разве что местным зоозащитникам и, с точки зрения стоимости одной головы, сотрудникам «Баси» они вдруг прогремели на весь мир.
Первым о необычных качествах сочинских дворняг заговорил москвич Игорь Айрапетян. Этот человек, много лет помогавший в качестве волонтера московским приютам, приехал в Сочи, чтобы вывезти больше десятка собак от олимпийских отстрелов.
— Я много лет занимаюсь помощью бездомным животным, знаю их повадки и характер. Как правило, жизнь на улице сказывается на нем не в лучшую сторону. В Москве и северных городах собаки очень недоверчивы. Они сбиваются в стаи, и приручить такое животное очень сложно. Сочинские собаки сразили наповал своим дружелюбием доверчивостью и полным отсутствием агрессии, как к человеку, так и к другим животным. Когда мы вывозили их в Москву на машине, они всю дорогу клали головы мне на плечо, — рассказал он.
Минус 40 дворняг
Снимок Игоря Айрапетяна с дворнягой на плече облетел Интернет. Потом двух щенков из Олимпийского парка взял американский спортсмен и серебряный призер Олимпийских игр Гас Кенуорти. А после и другим жителям России и заграницы захотелось приютить «олимпийских смертников». На этой волне впервые за всю историю Сочи город выделил земельный участок для создания на нем муниципального приюта.
По мнению депутата Городского Собарния Людмилы Шестак, приют, созданный только в одном районе города, полностью решить проблему безнадзорных животных не может. Необходимы еще площадки в Адлерском и Лазаревском районе. Приют в Адлере уже есть, созданный самими жителями города на частные средства.
Мы едем по разбитой сельской дороге. Изначально с организаторами приюта была договоренность не разглашать место его расположения. Такое решение вполне понятно. Узнав о существовании приюта, «сердобольные» сочинцы коробками волокут к воротам щенков, больных и раненых животных. А поместить всех в одном месте невозможно.
— Наш приют рассчитан на 40 собак, больше мы принять не можем. Я решила изначально, что лучше дам небольшому количеству животных хорошие условия содержания, чем держать здесь много собак в тесноте и полуголодными, — говорит Влада . — С арендаторами участка, где первоначально располагался приют, у нас со временем возникло непонимание. Нас попросили покинуть территорию, даже начали вывозить собак. Я опять стала искать площадки, куда можно перевезти наших обитателей, и опять откликнулись в «АЛК+ Компани», эту землю для нас выкупили. Вы напишите обязательно, что спасибо им за это большое. Напишите, напишите, они ведь не пиарятся, журналистов тут почти не было.
На участке два ряда вольеров, а между ними – просторная площадка для прогулок. Обитателей вольеров выпускают гулять «по очереди», чтобы между животными не возникало конфликтов.
Содержать сочинских дворняг помогает коварная и враждебная заграница. Когда приют открылся, о нем написало одно из СМИ из США. Владу пригласили в Нью-Йорк, в мэрии которого есть управление помощи бездомным животным. Специалисты управления помогли сочинцам открыть специальный фонд для сбора средств в помощь приюту.
Странно как-то было услышать о том, что на сайте мэрии совершенно чужой страны есть страничка частного приюта из Сочи. На сайте нашей администрации о нем, конечно, никакой информации нет.
— С пристройством собак в семью не все шло гладко, — рассказывает Влада Провоторова. – Вначале мы искали хозяев в России. Отправляли в Москву и отдавали в сочинские семьи. Но однажды одну из наших собак я встретила на помойке в районе Мацесты. Вы даже не представляете, как это обидно, — забрать животное с улицы, вложить в него кучу сил и средств, чтобы оно в результате опять оказалось там же. После этого случая я перестала пристраивать собак у нас, только за границу. Там другое законодательство, и к решению взять животное люди подходят более серьезно. Нам повезло с помощниками. О нашем приюте узнала семья программистов из Америки. Это мать и дочь, они прекрасные пиарщики и хорошо разбираются в продвижении сайтов. Они сами вышли на нас и предложили помощь с пристройством.
Итог получился очень убедительным – в течение года адлерскому приюту удается пристраивать 40 животных. То есть, состав собак, вывезенных с улиц, обновляется каждый год. Это минус 40 беспризорных животных, покинувших район не в машине службы отлова, а улетевших на самолете в новую семью. Тот факт, что новые владельцы готовы оплачивать дорогостоящую перевозку животного за границу, говорит о многом.
— Если говорить о проблеме бездомных животных в целом, то наш приют – это лишь капля в море, — убеждена Влада. — Необходимо создать в городе несколько таких площадок и провести стерилизацию уличных собак и кошек. Кстати, те, кто занимается благотворительностью, тоже это понимают. Недавно на нас вышла английская компания, которая готова выделить средства для помощи сочинским бездомным животным. Но помогать приютам ей не интересно. Представители компании считают, что это не решение в целом. Но готовы перевести средства на стерилизацию уличных животных. По нашим подсчетам, нам удастся стерилизовать довольно большую часть. Вот только есть одна проблема – если мы их стерилизуем, то никто не даст гарантии, что собаки потом не попадут в руки службы отлова. Тогда все старания будут напрасны. Мы хотим сделать для них специальные бирки и как-то договориться с нашей администрацией, чтобы животных с бирками не трогали. Как думаете, они пойдут на встречу?
Как нам удалось выяснить, в Сочи есть еще несколько частных приютов для животных. Но их владельцы пока не хотят общаться с журналистами.
Фото автора.