Еще 22 июня посольство США в Москве передало российской стороне пакет документов по исполнению решения Гаагского третейского суда о взыскании с России более 50 млрд долларов в пользу трех бывших акционеров нефтяной компании ЮКОС.
Россия должна была отреагировать на повестку американского суда в течение 60 дней со времени ее получения. Это срок истекал 21 августа.
15 июля американское посольство в Москве получило от МИДа РФ ноту, в которой говорилось, что решения Гаагского арбитража по претензиям истцов против России «представляют собой неправосудный, политически ангажированный акт, вынесены с явным нарушением применимых правовых норм и несовместимы с идеями верховенства права, независимого, беспристрастного и профессионального международного правосудия».
МИД России предупредил, что «любые попытки применения обеспечительных или исполнительных мер в отношении находящегося на американской территории российского имущества будут рассматриваться Российской Федерацией как основание для принятия в отношении США, их граждан и юридических лиц адекватных и соразмерных ответных шагов».
Создавалось впечатление, что российская сторона принципиально отказывается участвовать в тяжбе с истцами, — пишет BBC. 16 июня посольство США в Москве предупредило МИД России, что в этом случае судопроизводство может быть начато без ответчика.
Как выяснилось, 1 июля Москва наняла в США адвокатскую контору White & Case, которая 4 августа сообщила суду, что может представить ответ на исковое заявление лишь к 20 октября, и попросила отсрочку.
Объясняя суду причины задержки, адвокаты Российской Федерации Кэролин Лэмм и Фрзнсис Васкес писали, что, во-первых, речь идет о крупнейшей денежной компенсации, которую «частный арбитраж когда-либо постановил взыскать с суверенного государства».
По словам адвокатов, эта сумма примерно равна 25% общего годового дохода России и 20% ее расходов.
Суд согласился дать ответчику срок до 20 октября. Истцы должны представить ответ на его доводы к 22 декабря. У ответчика есть до 29 января 2016 года на то, чтобы ответить на их возражения.