Жители аулов Большой и Малый Кичмай в Лазаревском районе Сочи встали на защиту реки Шахе. К ним присоединились жители поселка Головинка. Уже много лет в долине заповедной реки незаконно добывают гравий, прикрываясь берегоукрепительными работами. Река высыхает, из колодцев и скважин исчезает вода. Местные жители провели сход, на котором решили установить круглосуточное дежурство на Шахе и пресекать все незаконные действия.
Не дождавшись от государства помощи, люди встали на защиту заповедной реки Шахе. Поддержку в этом нелегком деле жителям Большого и Малого Кичмая, поселка Головинка оказывают активисты Экологической вахты по Северному Кавказу.
— Это одно из локальных поселений коренного проживания адыгов-шапсугов, которое способно воспрепятствовать вот такому отношению к природе, именно к реке Шахе, — говорит активист Экологической вахты по Северному Кавказу Евгений Витишко. — За последние десятилетия в нашей стране стали безобразно относиться к природе в целом. Плюс серьезно пострадало экологическое законодательство, которое до 2000 года было одним из самых серьезных препятствий для паразитирования в области экологии, был механизм противодействия подобному отношению к природе. Сейчас большинство экологических вопросов, по опыту Экологической вахты по Северному Кавказу, политизированы. Поэтому бороться тяжело. Здесь же произошло такое единение. Мы не знаем, кто тут из каких партий, каких вероисповеданий. Мы знаем, что нам надо сохранить эту реку.
По мнению экологов, Шахе угрожает серьезная опасность. Бесконтрольная добыча гравия привела к тому, что пляжная полоса сократилась, море подступает к железной дороге, оголяются опоры моста на федеральной автотрассе. Шахе заметно обмелела. В колодцах и скважинах пропадает вода. Люди создали инициативную группу для борьбы с деятельностью компании «ЖД стройсервис» — по мнению местных жителей, под видом берегоукрепления сотрудники компании незаконно добывают гравий и продают его.
— Уровень грунтовых вод резко упал. Везде засуха, везде вода ушла, — говорит представитель инициативной группы Саид Хваржев. — Мы смеялись раньше над лазаревцами: «у вас воды нет». Сейчас у нас летом практически везде можно на «Жигулях» переехать речку Шахе, а когда-то это была большая река, где можно было спокойно купаться. Как можно вести берегоукрепительные работу внизу, выбирая гравий? В советское время ученые запрещали чистить русло горных рек. Они самоочищаются. Сегодня наша задача в том, чтобы остановить добычу.
— Мы были детьми, помним, техника в реку не входила, в долине реки конные скачки устраивали, сады росли, — рассказывают местные жители. — Сейчас ничего здесь нет, голая речка, камни одни. Почему-то все думают здесь, что нам делать нечего — мы выступаем. Мы выступаем, потому что тут завязан не только весь аул, тут завязан весь город. Это же единственная река на всем побережье нормальная осталась. Туапсе, Псоу, Мзымта уже потеряны. Если воды не будет, не будет водопадов, туристов, наполнения бюджета города не будет. Это не только мы должны быть заинтересованы, в первую очередь, глава города должен быть заинтересован.
Местные жители уже несколько лет ведут переписку с разными инстанциями. Недавно пришел ответ из прокуратуры Лазаревского района, в котором сообщается, что подготовлено исковое заявление в суд «о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства и создающей угрозу причинения вреда Шахе в будущем». Как удалось выяснить жителям Кичмая, у «ЖД стройсервиса» есть два документа на проведение работ в русле Шахе. Это решение на водопользование, выданное краевыми структурами, и лицензия на недропользование.
В соответствии с первым документом весь гравий, который выбирают из реки, должны складировать в согласованном с водным управлением месте, там же, в русле реки. В соответствии с лицензией на недропользование гравий могут вывозить только с разрешения Лазаревской районной администрации на отсыпку пляжей и для других неотложных нужд. Местным жителям глава района Сергей Полянский сообщил, что разрешения на вывоз гравия «ЖД стройсервису» он не подписывал. Мало того, Министерство природных ресурсов отозвало своим приказом лицензию на добычу гравия, «ЖД стройсервис» отмену обжаловал. На 26 июня назначено заседание краевого арбитражного суда, который должен аннулировать эту лицензию либо оставить ее в силе.
Экологи говорят, что существует проект берегоукрепительных работ, который разработал институт «Кубаньводпроект». Проект не предусматривает никаких работ по добычи инертных материалов в русле Шахе для ее берегоукрепления, а только устройство габионов и железобетонных конструкций в опасных местах.
— Сочинский водоканал написал нам официальную бумагу на опыте рек Мзымта и Сочи, что вывоз большого количества гравия привел к тому, что уровень воды в скважинах упал на десять метров, — сообщил заслуженный учитель Кубани Аслан Гвашев. — То есть добыча воды резко сократилась, и вода стала дефицитом в Адлерском районе и в центре Сочи. Такая же судьба ожидает и Головинский водозабор, который снабжает водой чуть меньше половины жителей Сочи. До сих пор «ЖД Строй Сервис» не предоставил нам результаты экологической экспертизы, хотя мы просим с начала этого года.
Главный инженер «ЖД Строй Сервис» Сергей Шелухин рассказал, что компания работает на реке Шахе с начала 2013 года и именно по берегозащите, все предыдущие действия, которые привели к оголению опор федерального моста и уменьшению пляжной полосы, к компании никакого отношения не имеют. В январе специалисты компании приступили к противопаводковым мероприятиям по просьбе МЧС. Главный инженер недоумевает, почему все пять лет, когда на реке незаконно добывался гравий и работала дробильная установка, местные жители молчали. А теперь, когда пришла компания, которая, по его словам, легально работает в русле реки, люди восстали. Он уверен, что компания делает общественно полезное дело. Несмотря на все свидетельства жителей окрестных аулов и поселков, что вода ушла из колодцев, представители «ЖД Строй Сервиса» утверждают, что сейчас река Шахе примерно на 4 метра выше своего исторического русла. Если не проводить работы по расчистке русла, то поселок Головинка может смыть.
— Мы не ожидали такого отношения к себе, потому что мы как пришли сюда, сразу обратились к местным властям, к главе сельского поселения, предоставили копии всех разрешительных документов, — говорит главный инженер «ЖД Строй Сервис» Сергей Шелухин. — Готовы были сделать габионные кладки для Кичмая, договорились, приступили к работам и получили протест. Молодые люди на нас кричат, угрожают нашим семьям. А сами торгуют гравием. Что касается экологии, то это тоже большой вопрос. Жители Кичмая возят туристов на автомобилях «ГАЗ-66» по речке, даже в период нереста. Мы готовы на диалог, нас только никто не слышит.
Сергей Шелухин сообщил, что компания действительно занимается реализацией гравийно-песчаной смеси. По его словам, разрешение на водопользование позволяет продавать русловый материал. Норма для «ЖД Строй Сервиса» — 75 тысяч тонн в месяц. Остальное — излишки, которые должны складировать в русле реки под надзором Краевого водно-бассейнового управления. Главный инженер уверен, что суд 26 июня они выиграют.
— Попытки лишить нас лицензии были и до этого, мы прошлый суд выиграли, да еще и с денежной компенсацией, — заявил Сергеев. — И этот суд мы выиграем, у нас есть на руках предварительное решение суда. Дело в том, что отзывать у нас лицензию не имели права, на то должны быть веские причины: нарушение проектных работ и т.д. Так как их нет, отозвать лицензию в одностороннем порядке никто права не имеет. У нас проект полностью на самоокупаемости. Мы из бюджета не получаем ни копейки денег.
Местные жители готовы на крайние меры. Планируют установить дежурство и не пускать технику в русло реки, а если понадобится, и перекрыть федеральную трассу. Чтобы на проблемы реки Шахе обратили внимание на более высоком уровне. По словам жителя Кичмая, сотрудники местной полиции на обращения граждан не реагируют, а если и реагируют, то пресекают деятельность компании «ЖД стройсервис» ненадолго. Изъятая полицейскими техника на следующий день снова выходит на работу.
За шесть лет прокуратура и Следственный комитет России возбудили по фактам незаконной добычи инертных материалов в русле реки Шахе 24 уголовных дела, 16 из них дошли до суда. Кто-то даже был наказан, но техника все равно каждый день роет долину заповедной реки.
По итогам сельского схода принята резолюция, в первом пункте которой выдвинуты требования — прекратить любые работы в русле реки Шахе и убрать технику. Решено сформировать делегацию в администрацию Краснодарского края, к первому заместителю губернатора Джамбулату Хатуову по вопросу незаконных действий в русле реки Шахе. А экологи и представители «ЖД стройсервиса» сядут за стол переговоров, чтобы цивилизованно решить проблемы реки.