В Сочи началось общественное обсуждение проекта строительства поисково-оценочных скважин на Южно-Черноморском лицензионном участке недр в акватории моря. Впрочем, сделано все возможное, чтобы этот этап был максимально непубличным: информация о начале обсуждения появилась только в малотиражной муниципальной газете, а стенд с материалами о проекте спрятан в дальнем углу городской библиотеки.
«Это первый этап общественных обсуждений, подготовка к экологической экспертизе проекта. Судя по тому, как все делается, для них это формальная процедура. Напишут в журнал отзывов все, что хотят», — считает координатор общественного движения «Открытый Сочи» Нина Рогачева.
Согласно закупочной документации «Роснефти», исполнитель проекта, компания «ФРЭКОМ», должна в срок до 16 октября разработать оценку воздействия на окружающую среду, представить план ликвидации разливов нефтепродуктов и провести общественные слушания.
Сочинские активисты готовятся выступить против этого проекта, ввиду его явной экологической опасности. С ними солидарны представители курортной отрасли. «Это какой-то нонсенс, я категорически против подобных инициатив», — сказал гендиректор санаторно-курортного комплекса «Знание» Дмитрий Богданов.
Проект предусматривает бурение двух шестикилометровых скважин — Сочинская-1 и Ольгинская-1. Глубина моря на этих участках превышает два километра. Скважины будут расположены на удалении 60-80 километров от Лазаревского района города Сочи. Туапсинский эколог Евгений Витишко называет происходящее «началом целенаправленного освоения черноморского шельфа». Если ничего не предпринимать, то вскоре процесс станет необратимым, считает он.
Из лаконичного набора документов, выставленных в сочинской библиотеке, становится приблизительно понятна позиция инициаторов проекта на грядущих общественных слушаниях: нефтяники обязуются соблюдать самые высокие экологические стандарты при бурении на шельфе.
«В связи с тем, что район бурения скважин расположен на значительном удалении от объектов социальной сферы, намеченные работы не окажут негативного воздействия на социально-экономические факторы, в том числе на здоровье населения, судоходство, промышленный рыбный промысел, рекреационный потенциал», — говорится в проекте.
Витишко уверен, что «Роснефть» — одна из самых загрязняющих компаний в стране, он не верит в их «экологические поползновения». Нефтяные компании порой проявляют природоохранные инициативы, но носят они, как правило, популистский характер, говорит эколог.
«Любая утечка нефти в море станет катастрофой для курортов Краснодарского края. При этом проконтролировать, что происходит на платформе в десятках километрах от берега независимому наблюдателю будет практически невозможно. Ведь в подавляющем большинстве случаев, о масштабности аварий можно судить только по отчетам Министерства природных ресурсов. Но вот что они там «рисуют»? Из тех крупных разливов, что мы зафиксировали, становится понятно, что реальные объемы не показываются», — утверждает Витишко.
Большая глубина бурения, перенасыщенность моря сероводородом, теплый климат, частые штормы, сложные течения и геология — факторы которые делают проект чрезвычайно рискованным предприятием, отмечают экологи.
Кроме того, вызывает вопросы и экономическая целесообразность освоения глубокого шельфа. Еще в 2010 году «Роснефть» пыталась договорится с компанией Chevron. Американцы, сделав предварительные изыскания, решили, что добыча нефти большой выгоды им не принесет и отказались от сотрудничества.
«Как известно, сейчас «Роснефть» работает себе чуть ли себе не в убыток. И совершенно непонятно окупятся ли вложения в добычу. Или это просто стремление освоить бюджеты? Если так, то может лучше у нас развивать туристическую отрасль? Я считаю, что этот проект поставит крест на курортах», — говорит координатор «Открытого Сочи» Рогачева.
Однако без иностранных партнеров «Роснефть» не сможет начать освоение шельфа — в компании просто нет необходимого оборудования для работы на таких глубинах, считает эколог Витишко. На российской части шельфа у компании есть три лицензионных участка: Южно-Черноморский, Западно-Черноморский и Туапсинский прогиб. Об освоении последнего «Роснефть» в свое время договорилась с гигантом ExxonMobil, но после введения американских санкций против российских компаний это сотрудничество было намертво заморожено.
А вот Западно-Черноморскую площадь собирается разрабатывать вместе с итальянской компанией Eni. Инвестиции в проект оценивались в районе 50-55 миллиардов долларов. Похоже, что ввиду более мягких европейских санкций этот проект имеет вполне реальные перспективы с выходом на сочинский участок шельфа.
В мае этого года главные исполнительные директора «Роснефти» и Eni – Игорь Сечин и Клаудио Дескальци – подписали очередное соглашение, уже четвертое по счету. При этом его подробности держатся в строгом секрете.
Как следует из реестра Росприроднадзора, за несколько дней до подписания соглашения совместное российско-итальянское предприятие ООО «Шатскморнефтегаз» получило положительное заключение экологической экспертизы на бурение нескольких поисково-оценочных скважин в западной части. По данным «Экологической вахты по Северному Кавказу», ни в одном из прибрежных муниципалитетов не было никаких общественных обсуждений этого проекта.
Сечин заявлял, что бурение на западном участке начнется уже во второй половине 2017 года. Работы пока еще не ведутся. Зафрахтованая итальянцами бурильная платформа Scarabeo 9 была модернизирована для прохождения через Босфор, но по прежнему находится на Канарских островах.
Исходя из намеченных сроков выхода на шельф вблизи Сочи и того факта, что на бурение каждой скважины понадобится три-четыре месяца, можно с высокой долей вероятности сказать, что к освоению Южно-Черноморского участка также собираются привлечь итальянцев. В конце концов, других иностранных партнеров в этом регионе у «Роснефти» просто нет, а процедуры получения необходимых разрешений уже идут полным ходом.
Указанный на сайте «Роснефти» телефон пресс-службы не отвечал. В администрации города Сочи не смогли сформулировать своего мнения насчет перспектив нефтедобычи вблизи курорта. Экологи планируют международную кампанию против освоения черноморского шельфа.