Координатор приёмной Сети «Миграция и Право» в Сочи правозащитного центра «Мемориал» побывал в Абхазии, где встретился с мигрантами из Таджикистана и Армении, которых не пускают в Россию. В основном, так называемые невозвращенцы были оштрафованы за какие-то нарушения, поэтому въезд в Россию им оказался закрыт. Пока МИД и посольства бывших союзных республик договариваются о выдаче транзитных виз, люди вынуждены скитаться по территории Абхазии.
Пытаясь собрать как можно больше информации о трудовых мигрантах, которые перешли российско-абхазскую границу, чтобы получить миграционную карту, дающую право на пребывание в России в течение трех месяцев, координатор приёмной Сети «Миграция и Право»Семен Симонов выехал в Абхазию. С ним журналисты нашего издания. «Сочинские новости.рф» уже писали о невозвращенцах – гражданах Армении, которые вынужденно стали жителями Абхазии. К ним и отправился правозащитник.
Бэла Егоян в Абхазии оказалась в декабре прошлого года.
— Я приехала из Геленджика за миграционной картой, обратно меня не пустили. Сказали, что у меня есть неоплаченный штраф, — рассказывает она. — Мне помогают родственники, они приезжают из Сочи и привозят продукты. У них российское гражданство, они там работают. Здесь у меня ни знакомых, ни родственников. Очень страшно.
Больше полугода женщина не видела своего сына, похудела на 20 килограммов. Родственники сняли ей жилье, много месяцев она сидит в своей комнате и старается лишний раз не выходить на улицу. Бэла не знала, что вокруг живет множество ее соотечественников, которые оказались точно в такой же ситуации, что и она. Сегодня она встретилась не только с правозащитником, но и с собратьями по несчастью, которые обещали ее поддерживать, пока ее ситуация не разрешится.
Бэла Егоян еще не скоро вернется домой — ее родственники до сих пор не обратились в посольство Армении, ее фамилии нет в списке людей, которым в ближайшее время МИД России выдаст транзитные визы. По словам правозащитника Семёна Симонова, российская сторона очень медленно и неохотно решает подобные вопросы. Пребывание иностранных граждан в Абхазии затягивается еще и потому, утверждает он, что в посольствах ждут, когда соберётся информация сразу о нескольких сотнях невозвращенцев, чтобы вывезти их из Абхазии большой группой, а не по одному.
— Вот сейчас есть надежда, что в ближайшее время гражданам Таджикистана и Армении откроют дорогу домой. Они получат транзитные визы, по которым смогут доехать до аэропорта и вернуться к себе на родину, — говорит Семен Симонов. — Когда я общался с представителями посольств, на вопрос: «А как же дальше решать эту проблему?» — они говорят: «Вот так и будем, по-другому никак не получается». И никакой надежды на то, что эта ситуация изменится, нет. По российскому законодательству, для тех, кто совершил административные правонарушения на территории России, въезд закрывают.
Если иностранный гражданин, нарушивший российский закон, сам выехал за пределы страны, то ему закрывается въезд в Российскую Федерацию на три года, а если его выдворили по судебному решению, то въезд закрывается на пять лет. Семен Симонов планирует обратиться к руководству пограничной службы ФСБ России с просьбой информировать людей, которые выезжают из России в Абхазию, о том, что они совершили правонарушения или не оплатили административные штрафы и поэтому обратный въезд им будет закрыт. Кроме того, правозащитники будут ходатайствовать о том, чтобы на пунктах пропуска через границу установили предупреждающие плакаты на нескольких языках.
Симонов также надеется, что вопросы с невозвращенцами станут решать более оперативно. Несколько граждан Таджикистана и Узбекистана пропали без вести в Абхазии, многие тяжело заболели, а на медицинскую помощь здесь рассчитывать не стоит.
— Много людей из Таджикистана, Узбекистана и Армении работают в Сочи, на олимпийских объектах, но их не оформляют работодатели должным образом, как этого требует российское законодательство, — говорит Семен Симонов. — Работодатели нарушают миграционное и трудовое законодательство, нарушают права трудовых мигрантов, и они, чтобы оставаться на своих рабочих местах, продолжать строить олимпийские объекты и зарабатывать деньги, вынуждены пересекать границу, чтобы продлить свое легальное пребывание. А ведь работодатель обязан в течение трех дней известить органы УФМС, что к нему на работу прибыл иностранный гражданин, поставить его на регистрационный учет, оформить на него разрешение на работу.
В поселке Бзыпта правозащитника ждали граждане Таджикистана. Кумаиджан Якубов находится в Абхазии с Нового года, он хорошо говорит по-русски, ему проще жить. А Эльмрот Матматкулов границу перешел меньше месяца назад, он совсем ничего не понимает и не знает, что ему делать дальше. Земляки случайно встретились, Кумаиджан взял Эльмрота под опеку. Вместе они нашли работу. Их ситуация типична: работали на олимпийских объектах, закончился срок пребывания в России, решили его продлить, перешли российско-абхазскую границу. И всё. Море, солнце, магнолии – так выглядит непроизвольная тюрьма для трудовых мигрантов из Армении, Таджикистана и Узбекистана.
— Грузчиком работаю, временно это. Где работаю, там же и живу, — рассказывает Кумаиджан Якубов. — Здесь я месяц работаю, до этого без работы ходил, мало денег имел, на них можно было только кушать и за телефон платить. Помогли на работе сделать временную регистрацию, сдал уже заявление. Семья у меня на родине, в Таджикистане. Хочу домой, я давно уже хочу. Вот у меня «Миграция и право» приняла заявление, жду ответа. Если получится, я хочу прямо сегодня отсюда уехать. Я уже дома три года не был, был в России, здесь седьмой месяц.
В поисках лучшей доли его соотечественники разъехались по территории Абхазии. По словам таджикских трудовых мигрантов, они готовы браться за любую работу, расчищать участки, копать землю, — только жители Абхазии не готовы за эту работу платить. Таджики напуганы и забиты. Точное количество невозвращенцев, которые находятся на территории Абхазии, не знает никто.
Мы встретились с гражданами Таджикистана неподалеку от оптовой базы предприятия «Премиум» в Бзыпте, где они работают и живут. Во время интервью начальник охраны и его подчиненные выбежали с территории предприятия, нецензурно выражаясь, размахивая оружием, пытались силой вернуть таджиков на рабочие места. Правозащитнику и журналистам пришлось обратиться в местное отделение полиции за помощью. Оказалось, что документы таджиков находятся у работодателя. Паспорта вернули, Кумаиджан, опасаясь за свою жизнь, решил на работу не возвращаться. Директор оптового склада пообещал уволить охранника, который бросался на российских правозащитников и журналистов с помповым ружьем.
Кумаидждана Якубова мы увезли на границу, к местной жительнице Наталье Путинцевой, которая принимает у себя таких невозвращенцев. У нее в доме Кумаиджан будет ждать транзитную визу, чтобы, наконец, вернуться в родной Таджикистан.