В 1936 году началось строительство Сочинского морпорта. Два мола были выдвинуты на 600 м от берега. И сразу же берег стал испытывать резкие изменения. К северо-западу от порта был расположен санаторий «Кавказская Ривьера». В 1937 году море непосредственно плескалось у бетонной террасы. В шторм волны вкатывались на неё и били в стену так, что стёкла вылетали даже на третьем этаже санатория.
А уже в 1947 году образовался пляж до 60 м ширины, и подобное нарастание берега захватило участок в 5 км севернее от портового мола.
Образование пляжа, безусловно, полезно. Но совсем другие процессы происходили на юго-восток от порта. Пляж, который там существовал до постройки, быстро исчез. Море стало размывать берег, сложенный рыхлыми породами. Скорость отступания берега достигла 4 м в год. В результате этого было нарушено равновесие склонов и начались частые оползни. Все эти изменения происходили в центральной части города Сочи, и на борьбу с ними впоследствии было затрачено много средств.
Берег особенно пострадал за время Великой Отечественной войны, т.к. средств на борьбу с морем тогда не было. В 1946 году берег имел такой вид, точно здесь произошло землетрясение. На склонах Приморского парка лестницы и балюстрады были разорваны и пересечены трещинами, а местами оползли. У воды повсюду валялись обломки каменных берегоукрепительных стен. А в долине реки Верещагинки, там, где сейчас «Жемчужина», было подмыто несколько домов — некоторые развалились, а у других углы или целые пролёты стены висели над пляжем.
В 1947 году Институт океанологии получил задание установить причины размыва берегов и наметить возможные меры борьбы с морем. Южнее порта в полосе 500-600 м песок и галька оказались смытыми — они ушли в южном направлении.
Учёный В.П. Зенкович дал следующее объяснение происшедшим явлениям. Вдоль Черноморского побережья от Туапсе до Пицунды происходит перемещение потока гальки и песка. Мол «перерезал» этот поток. Галька стала откладываться к северо-западу мола. Юго-восточнее же мола те же северо-западные штормы, которые на нашем побережье преобладают, продолжали гнать гальку в прежнем направлении, а поступление её прекратилось. Максимальные скорости перемещения пляжевой гальки на Чёрном море составляют до 900 м в сутки, а скорость перемещения песка достигает в шторм до 3000 м.
Пришлось впервые в Сочи строить буны (до этого они были известны лишь в Гаграх). Их строят сериями по всей длине размываемого берега. Галька, поступающая вдоль берега, будет задержана первой буной. Когда вся «клетка» перед ней окажется заполненной наносом, будет заполняться следующая и так далее, пока вдоль всего угрожаемого участка берега не будет образован новый пляж пилообразных очертаний. Этот галечный пляж является лучшей защитой берега.
Буны сразу же дали ожидаемый эффект, но берег начал размываться далее к югу, «гребёнку» бун пришлось продлить в этом направлении, но тогда и размыв переместился. Короче говоря, для спасения берега предстояло «играть с морем вперегонки».
Кроме бун, напротив театра, гостиницы «Приморская», библиотеки имени А.С. Пушкина инженером В.С. Гамаженко (сотрудником Сочинского управления противооползневых работ) были спроектированы ещё и волноломы. Это сплошные бетонные барьеры, положенные на дне параллельно берегу. В пространстве между ними и берегом также должен накапливаться пляж. В Союзе таких сооружений ещё не было. Их заимствовали из зарубежной практики, но никто толком не знал условий их работы. Выяснилось, что над этим препятствием волна разбивается и теряет около 75% своей энергии.
Разумеется, возник и вопрос, откуда браться той гальке, которая должна накапливаться между бунами и волноломами. Частично галька прибывала при штормах южного направления, значительное количество пополнено искусственно. Делать пополнения надо регулярно, а то ведь галька продолжает двигаться в Пицунду, где попадает рано или поздно в глубоководный каньон. За год около 3% камней истирается в песок и пыль во время штормов. Да и отдыхающие так и норовят самые красивые камушки увезти на сувениры.