В Сочи началась широкомасштабная спецоперация силовых структур по выявлению незаконных мигрантов. В основном, это рабочие из-за рубежа, которые привлекались для строительства олимпийских объектов. По данным властей, на возведении олимпийских сооружений было занято почти 100 тысяч человек, большая часть из них – выходцы из республик Центральной и Средней Азии. Сейчас, когда строительство в Сочи подходит к концу, в их услугах больше не нуждаются.
К ноябрю Сочи должен быть освобожден от рабочих-мигрантов. Для этого власти предпринимают самые радикальные меры. Такие признания сегодня делает губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. До Олимпиады остается всего 148 дней, и Ткачев призывает полицию, миграционные службы и казаков поскорее очистить Сочи от людей, в чьих услугах нуждались еще пару недель назад.
— Мы организовали совместное патрулирование полиции, казаков, миграционной службы, ФСБ. Возглавлять эти рабочие группы будут сотрудники краевой администрации. Эти рейдовые бригады будут ходить по улицам, зачищать, стучаться в каждую дверь, в каждое общественное учреждение. И еще раз требую: никому пощады, спуска не должно быть, — угрожал Ткачев на разводе у Зимнего театра.
С 10 сентября в Сочи предпринимаются беспрецедентные по своим масштабам зачистки городских кварталов от рабочих из республик Средней Азии, Закавказья, Украины, Белоруссии и Сербии. Город разделен на сектора, в которых действуют так называемые мобильные группы, призванные устраивать облавы в многоквартирных и частных домах, торговых точках, подвалах и даже городских парках. Не стесняя себя в средствах и не обращая внимание на скепсис правозащитных организаций, полицейские действуют так жестко, как позволяет им власть. В следственном комитете утверждают, что, оставляя строительные объекты, нелегалы вливаются в криминальную среду. Чтобы предотвратить преступления, полиция должна выявлять такую категорию людей и принимать действенные меры по их депортации.
— Их нужно оформлять через суд и выдворять за пределы Сочи. Поставлена задача встречаться с руководителями предприятий, где работают иностранные граждане, чтобы они своевременно и регистрировали, и контролировали сроки пребывания и их убытие, -рассказывает в телефонном интервью «Сочинским новостям. рф» сотрудник пресс-службы УВД Сочи.
Сам же губернатор постоянно напоминает, что церемониться ни с кем не будут, ведь «нелегалы скрываются на стройках, в отдаленных населенных пунктах, живут по 50 человек в одной квартире и даже заключают фиктивные браки. Делают все, чтобы любой ценой остаться на Кубани».
Но большинству людей уезжать либо некуда, либо не на что. Рабочий из Узбекистана Умид Алимов уже месяц обивает пороги различных инстанций, чтобы добиться выплаты жалованья, которое он не получал с мая этого года. Гостиница для волонтеров в Хостинском районе, где работала узбекская бригада, сдана на отлично еще первого августа. Но денег для Алимова как не было, так и нет.
— Когда мы работу закончили, нас просто на улицу выгнали. Нам сказали, что как только мы сдадим объект, мы получим расчет. Но они деньги отдавать не хотят и говорят, что вот вам аванс, считайте, что это ваша зарплата, — сокрушается рабочий.
Строительные компании, пользуясь призывами Ткачева, не спешат рассчитываться с сотнями рабочих. Заключая фиктивные контракты через фирмы-однодневки, изымая у людей паспорта, работодатели страхуют себя от необходимости расплачиваться по многомесячным долгам, констатирует координатор сочинского офиса Сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал» Семен Симонов.
— Когда рабочие приходят на олимпийские объекты, они сдают свои паспорта и миграционные карты для того, чтобы работодатель мог оформить их на работу. Но получается так, что они держат эти документы несколько недель, а то и месяцев, и возвращают без какого бы то ни было оформления. В результате нелегалами их делают сами работодатели. До 1 июня этого года на олимпийских объектах существовала зона беззакония. Там никогда не проводились проверки, которые бы выявляли все эти нарушения. Сейчас же получается, что абсолютное большинство рабочих может быть выдворено из России без зарплаты. Долги там различные. Есть долги в несколько тысяч, а есть и в несколько миллионов перед большими бригадами. Например, сейчас очень острая ситуация вокруг строительства жилья для волонтеров и сил безопасности. Под рейды полиции попадут все эти люди. Видимо, кто-то был заинтересован, чтобы рабочие оказались в таком бедственном положении, когда используют их рабский труд, — предполагает собеседник издания.
На днях в поселке Вардане Лазаревского района Сочи губернатор Ткачев открыл спецприемник для незаконных мигрантов. Здесь людей, как выражаются его сотрудники, будут «передерживать» до выяснения личности, а затем депортировать на родину. Сам приемник организован на базе бывшего пансионата и пока являет собой образец комфорта для учреждений подобного рода. Сотрудница местной столовой Людмила Тлиф убеждает журналистов, что в рацион рабочих входят мясо, рыба, овощи, кисломолочные продукты. Налажено трехразовое питание – завтраки, обеды и ужины.
Губернатор Ткачев тоже доволен состоянием учреждения, называя его «детским садом для нелегалов».
— Комфортно будет нашим мигрантам незаконным. Как и обещали на Совбезе, мы будем исполнять все пункты закона. Не зря мы создали эту базу для временного содержания. А дальше – билет в зубы, и на самолет. Естественно, будем выдворять на пять-десять лет без права допуска в Россию и Краснодарский край.
Правозащитник Семен Симонов, через офис которого с 2012 года прошло больше тысячи рабочих-мигрантов, жаловавшихся на безденежье и нечеловеческие условия труда, далек от оптимизма.
— В этом спецприемнике будут размещать большее количество людей, чем официально заявлено. Там, например, предполагается размещение и в палатках. Как в палатках в такое осенне-зимнее время можно размещать людей – я не представляю. Это будет издевательство над людьми.
По данным издания, к четвергу в спецприемник были помещены 50 мигрантов из Узбекистана и Таджикистана. Всего же он, как уверяют власти, он рассчитан на 500 человек. Пообщаться с задержанными нет никакой возможности — здание обнесено высоким металлическим забором, сотрудники спецприемника утверждают, что контроль за режимом осуществляет полиция и даже ФСБ.