Призрак «олимпийского» кадрового голода приобрел реальные очертания с появлением нового указа президента о регистрации граждан на период Игр. Эта тема живо обсуждалась на расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты Сочи, которое прошло в минувшую пятницу с участием руководителей общественных объединений и предпринимателей.
Желающих решить проблемы было больше, чем мест в зале, а количество вопросов превышало число ответов.
— Для обеспечения безопасности в Сочи прибудут 30 тысяч сотрудников МВД, задача которых, в том числе, выявление и выдворение лиц без регистрации, — рассказала Ирина Косенкова, новый начальник управления потребительского рынка и услуг. — Мы столкнемся с проблемами: в одной только рознице порядка 40% наемных работников не зарегистрированы в Сочи, в общепите – еще больше.
Указ значительно осложняет выживание сочинского бизнеса, несмотря на введение упрощенного порядка регистрации, когда можно, в том числе, списком зарегистрировать работников по юридическому адресу компании, для чего в управление Федеральной миграционной службы (УФМС) прибывает подкрепление.
— Если раньше я регистрировала работников в своем доме, то теперь новый указ требует обеспечить им определенный метраж, — парировала Наталья Ахтырская, председатель комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства при Торгово-промышленной палате Сочи, член координационного совета при главе города. – Мало того что очереди в УФМС, так еще и всякие другие препоны. Некому работать, люди просто уезжают.
Катастрофическая ситуация характерна и для продовольственного обеспечения олимпийского Сочи. И призывы Ирины Косенковой достойно пережить аккредитацию автотранспорта во время Олимпиады, а также убедительные просьбы «не прекращать работу ваших объектов» во время Олимпиады вызвали аналогию с репликами из известного советского фильма: «Спасайся кто может! – А кто не может?!».
— У меня треть меню не выполняется, сырья нет, и взять его в Сочи негде, на складах необходимые продукты отсутствуют. Мне говорят, машины в город не пускают через пост Магри, — возмущается Наталья Ахтырская. – А поставщики в пробке стоять не хотят. В общем, сырьевой голод мы ощущаем уже сейчас, а что будет во время Олимпиады?!
Судя по всему, обеспечение олимпийского города продовольствием в достаточном количестве под большим вопросом. И вполне вероятно, что взорам миллиона гостей предстанут полупустые либо закрытые рынки и торговые точки.
— Самое тяжкое – это отсутствие опыта, который можно перенять, — говорит Косенкова. — Успешное проведение Универсиады в Казани не возьмешь за основу, потому что это город с широкими проспектами, с шестью въездами в город, и то там были пробки. В Сочи же въезд один. И вот в такой ситуации мы пытаемся не сорвать жизнеобеспечение города.
Пропускная способность поста Магри сегодня — 750 машин в сутки. Уже в ноябре там были 11-часовые пробки. Грозящее же олимпийское «просвечивание» рентгеном усугубит ситуацию, добавив к временному регламенту соблюдения стандартов безопасности еще 10-12 минут. Количество машин с продовольственным грузом может доходить, по словам Косенковой, до 700, к ним еще добавится транспорт Оргкомитета, а также задействованный в других аспектах жизнеобеспечения Сочи.
— Если постоянно будут пробки, то мы можем оказаться без продовольствия, — таково ее неутешительное резюме.
Доставка продовольственных грузов идет и по железной дороге.
— Я разговаривала с ними, у них всего пять минут на обработку одного состава, дорога забита, по 45 суток вагоны едут, — говорит Ирина Косенкова.
Висит в воздухе и судьба 1200 нестационарных торговых точек, владельцы которых еще в мае получили от сочинской администрации «письма счастья» — уведомления о необходимости их закрытия в конце декабря 2013 года в связи с окончанием пятилетнего срока действия договоров на размещение временных торговых объектов.
— До сих пор нового постановления в отношении нас не существует, — горячился Виктор Хмылев, руководитель общественной организации «Содействие развитию предпринимательства». – Хотя мы давно уже занимаемся этим вопросом, но ни наши переговоры с Никончуком, бывшим начальником управления потребительского рынка и услуг администрации Сочи, ни обещания главы города на Координационном совете по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства урегулировать эту ситуацию ни к чему не привели. Просим вас инициировать новое постановление, которое внесло бы ясность. Но привлеките и нас, чтобы оно не было снова принято за закрытыми дверьми. И чтобы потом предпринимателям не приходилось доказывать свою правоту через суды и прокуратуру.
В положении обманутых сложно «разговаривать без надрыва», к чему с неудовольствием призвала Ирина Косенкова собравшихся. И эмоции предпринимателей вполне обоснованы. В процессе подготовки к Олимпиаде они выполняли все требования администрации – привели свои торговые точки к единому архитектурному облику, создали все условия, регламентированные требованиями безбарьерной среды, сделали подсветку, привели прилегающую территорию в соответствующий вид – все исключительно на собственные деньги, и немаленькие, исправно платят налоги в бюджет и т.д. Теперь, что называется, «позвольте вам выйти вон».
Предприниматели высказывали опасения, что новое постановление будет принято не в их интересах и снова принесет проблемы. Например, срок договора на один год, и тогда «чувствуешь себя, как собака на привязи», по выражению одного из предпринимателей. Просьбу о включении в постановление условий заключения договоров на пять лет поддержала и Людмила Манцурова, депутат Городского собрания Сочи, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам и сборам, инвестиционной деятельности:
— Необходимо в постановлении о временных объектах торговли предусмотреть срочный договор на пять лет.
В ответ на эмоциональные высказывания предпринимателей Ирина Косенкова привела аргумент contra.
— Сто пятьдесят членов рабочей группы грубо промониторили 4 тысячи объектов розницы и тысячу – общепита. Результаты: больше тысячи объектов не оказалось в имеющейся дислокации вообще, и 85% работают с нарушениями, начиная от несоответствия вывесок стандартам и заканчивая несоблюдением санитарных норм и правил. Кроме того, сведения, которые сегодня будут озвучены Роспотребнадзором в правительстве, тоже малоутешительны. В 2013 году в Сочи было проверено 1332 предприятия, составлено 3352 протокола, наложено штрафов на 18,7 млн рублей. Утилизировано 7 тысяч единиц товара с истекшим сроком годности, 43 материала передано в арбитражный суд, 198 предприятий решено закрыть.
Однако это не убедило предпринимателей, потому что российские законы, считают они, предательские по отношению к гражданам, и ведение любого бизнеса сопряжено с их нарушением.
— Проверяющие говорят: если мы на вас ничего не напишем, нас выгонят с работы, —рассказала Наталья Ахтырская. — Поэтому ваши цифры – довольно условные. А что касается отсутствия точек торговли в схеме дислокации территорий расположения нестационарных объектов – помилуйте, но ведь рынок сам диктует, востребованы в этом месте данные услуги или нет. Зачем я буду держать свой объект там, куда люди не приходят? Если предприниматель работает, платит сотрудникам, значит, его услуги востребованы, нужны городу.
Отношение администрации Сочи к Программе развития малого и среднего предпринимательства Людмила Манцурова мягко охарактеризовала как прохладное.
— Четыре миллиона, выделенные на нее в этом году, по сравнению с другими городами – это очень мало. Спасибо краевым программам, в которые мы входим общими усилиями и таким образом выкручиваемся, — сказала она. — Но в проекте бюджета на следующий год этой программы даже нет.
Если так пойдет и дальше, то помощи – даже точечной, в виде 200-300-тысячных кредитов предпринимателям ожидать не придется. Так же, как и обучения новым стандартам работы.
— А между тем, мозги предпринимателей щелчком не переключишь на другие стандарты, это все должно происходить постепенно, и не из-под палки, как сейчас, — сказал Максим Жосан, начальник управления по поддержке и развитию предпринимательства администрации Сочи.
«Выбитые» им средства на обучение предпринимателей Минэкономразвития готово было выделить в рамках программы, связанной с подготовкой Олимпиады. А руководство Краснодарского края, по его словам, не посчитало нужным выделить деньги для Сочи.
Только напоследок очередь дошла до закрытого вещевого рынка на улице Горького: говорить о проблемах бизнеса стремились многие. 300 человек стали заложниками спора за территорию между двумя хозяйствующими субъектами – полицией и ООО «Медиастрой». Это предприниматели, которых в свое время «переселили» с ярмарки «Универмаг» по постановлению мэра Сочи Анатолия Пахомова. Им был регламентирован и срок размещения на участке под названием Малый Ручей — три года, вплоть до 31 декабря 2013 года. А пока весы Фемиды качаются из стороны в сторону, предпринимателей силой выгнали с их рабочих мест.
— Четвертого ноября к нам пришла сначала одна группа полиции, 15 человек, потом другая, человек восемь, стали составлять протоколы, — рассказала Лидия Чхитиади, выборный директор вещевого рынка на улице Горького, 60.
В итоге рынок был в оцеплении десять дней, сейчас он пустой. Единственная просьба предпринимателей (которые, кстати, за свои деньги привели его в божеский вид, и сейчас он напоминает цивилизованный торговый центр) — дать поработать, пока стороны спорят в суде.
На что Ирина Косенкова недоуменно пожала плечами:
— Ну и что вам дадут два-три месяца, вам же все равно придется уйти оттуда.
В итоге начальник управления и директор рынка договорились встретиться позднее, чтобы подробнее рассмотреть этот вопрос.
— В общем, девочки, до конца Олимпиады вас, скорее всего, не тронут, —услышала я по окончании заседания в адрес предпринимателей, продолжавших обсуждать тему размещения временных объектов. – А после…