Руководители крупнейших экологических организаций выступили с заявлением, в котором требуют прекратить преследования Евгения Витишко и других экологических активистов. Свои подписи под заявлением поставили Евгения Чирикова («Экооборона»), Игорь Честин (Всемирный фонд дикой природы (WWF) России), Николай Рыбаков (Экологический правозащитный центр «Беллона»), Сергей Цыпленков (Гринпис России). 20 декабря активисту Экологической вахты по Северному Кавказу Евгению Витишко заменили условный срок на реальный. Суд решил, что ближайшие три года он проведет в колонии-поселении.
Судья Туапсинского городского суда Игорь Милинчук посчитал, что осужденный Евгений Витишко представляет опасность для общества, поэтому принял решение заменить условный срок на реальный. Разбираться в подробностях дела о порче забора так называемой дачи губернатора Ткачева суд, рассматривая вопрос об изменении меры пресечения, не стал. Судья несколько раз предостерегал членов судебного заседания не вдаваться в подробности. В подробности и не вдавались, дело рассматривали по существу.
В самом начале заседания судья заявил, что уважает Евгения Витишко за его активную гражданскую позицию и природоохранную деятельность. Однако личные симпатии Игоря Милинчука не помешали ему приговорить эколога к трем годам колонии-поселения.
Судья рассуждал, что «решается судьба человека, поэтому торопиться не будем». Судебное заседание шло полтора дня. Скорее всего, судьба Евгения Витишко была изначально известна суду.
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции заметно нервничали, выступая в ходе заседания, и не скрывали, что с их стороны к осужденному Витишко было повышенное внимание. Они отслеживали каждый его шаг. В соответствии с инструкциями посещать человека, отбывающего условный срок, должны раз в квартал, к Витишко же ходили еженедельно. После полуночи, в 00:30. О своих поездках он заранее письменно предупреждал инспекцию. Защита активиста подсчитала: только в этом году Витишко посетил инспекцию не менее 60 раз. Да и нарушения, которые он допустил, вряд ли можно отнести к тяжким. Сначала перепутал числа, пришел в инспекцию не 27 февраля, как было предписано, а 28. Через восемь месяцев после этого нарушения произошло еще одно: в уведомлении об отъезде, которое Витишко отнес в инспекцию, он сообщил, что 1 ноября этого года ему нужно выехать в Сочи, а 3 ноября — в Краснодар. Он был уверен, что в уведомлении стояла еще одна дата – 4 ноября. Оказалось, что нет. Эта ошибка стоила ему трех лет колонии-поселения. В ту же ночь сотрудники инспекции проверили осужденного на дому, дверь им никто не открыл.
Днем 4 ноября сотрудники полиции провели целую операцию, чтобы подтвердить нахождение Витишко в Краснодаре. Автомобиль, на котором эколог возвращался в Туапсе, остановили сотрудники ДПС и сообщили, что якобы автомобиль участвовал в ДТП, а потом скрылся. Попросили написать объяснения, что никакой аварии не было. Таким образом было получено письменное доказательство того, что 4 ноября 2013 года Евгений Витишко без разрешения уголовно-исполнительной инспекции находился в Краснодаре.
В ходе судебного заседания была допрошена жена Витишко. Судья решил, что на ее зарплату в 25 тысяч рублей она вполне может прокормить двух сыновей. А отца можно смело отправлять в колонию, чтобы не мешал делить «золотую» землю Черноморского побережья, не лез в проблемы олимпийского строительства. Тем более что первое предупреждение в виде условного срока Витишко проигнорировал, продолжив активно защищать природу. Так, за день до суда по обращению ФСИН он выступал в Сочи на общественных слушаниях по сохранению охранного статуса памятников природы, где заявил, что их защита для него сейчас важнее, чем собственная свобода.
По мнению адвоката Александра Попкова, реальный срок – это месть властей.
— Фактически это месть Жене, не только за «ткачевский» забор, но и за его критику в адрес подготовки к сочинской Олимпиаде. Отбывая условное наказание, он продолжал активно бороться за сохранение памятников природы. В частности, недавно они с местными жителями приостановили незаконную добычу гравия на реке Шахе. В отделе ФСИН, который контролировал Женю, работают три сотрудника. По закону, его должны проверять не реже одного раза в три месяца. У них всего 600–800 человек таких, при этом его проверяли чуть ли не каждый день, — подчеркнул адвокат.
Как сказал Александр Попков, единственным, кто улыбался, выходя из здания суда, был Евгений Витишко. Все остальные были в шоке от такого решения. Только Женина добрая улыбка поддерживала всех. Он и сейчас продолжает улыбаться, такой он человек – добрый и искренний. Настоящий. Воспринимающий общие проблемы как свои собственные даже тогда, когда рискует собственной свободой.
Сегодня представители экологических организаций заявили, что «само по себе «заборное дело» является примером вопиющего издевательства над принципами правосудия». За демонтаж секции незаконно установленного забора и несколько надписей на нем Евгений Витишко и эколог Сурен Газарян были приговорены к трем годам условно. Это больше, чем получили двое полицейских из Копейска за убийство пенсионера, и больше, чем наказание экс-главе Крымска, в результате преступного бездействия которой произошла массовая гибель людей.
Сурен Газарян был вынужден эмигрировать и сейчас живет в Эстонии, а Евгений Витишко может быть лишен свободы, если приговор Туапсинского суда не отменят. Экоактивисты подчеркивают, что политический характер «дела о заборе Ткачева» признан на международном уровне, поскольку преследуемый по нему Сурен Газарян официально получил в Европе статус политического беженца. Они уверены, что давление на экоактивистов связано с желанием властей скрыть экологические проблемы региона, которых стало больше в разы во время олимпийского строительства.
Подписавшиеся требуют отменить решение о наказании в виде реального срока для Евгения Витишко как очевидно несправедливое и не соответствующее тяжести инкриминируемых действий, а также снять обвинения с Евгения Витишко и Сурена Газаряна. «Чудовищно, что президент и Дума не нашли возможности амнистировать осужденных в таком «тяжком» преступлении, как порча незаконного забора», — считают экозащитники.
До сих пор никто официально так и не расследовал, на каких основаниях построен особняк и забор, против которого боролись экологи.
Экологи-активисты требуют прекратить любое давление на Экологическую вахту по Северному Кавказу и других экологических активистов Краснодарского края, а также создать возможности для честного открытого обсуждения экологических проблем Сочи.
В ближайшее время адвокат Евгения Витишко Александр Попков обжалует решение Туапсинского суда.
В эти дни в городах России проводятся пикеты в поддержку Евгения Витишко. 23 декабря акция с требованием освободить туапсинского эколога прошла в Санкт-Петербурге, а 25 декабря пикеты пройдут в Москве, Сочи и Воронеже. В акциях протеста примут участие представители Human Rights Watch, Bellona, Движения в защиту Химкинского леса и других экологических и правозащитных организаций.