Соблюдение прав человека в ходе олимпийского строительства в Сочи обсуждалось в минувшую пятницу на совещании в Сочи, которое прошло с участием вице-премьера РФ Дмитрия Козака и уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. Оказалось, всё у нас хорошо.
По словам Дмитрия Козака, из 80 тысяч иногородних строительных рабочих сейчас в Сочи осталось 30 тысяч. Большая часть – в качестве временного персонала для эксплуатации как олимпийских спортивных объектов, так и объектов инфраструктуры, созданной в рамках программы развития города как горноклиматического курорта.
— Надо сделать все, чтобы по окончании строительства люди получили благодарность и причитающуюся им заработную плату и комфортно были доставлены в места постоянного проживания, — сказал вице-премьер. — Оставшиеся тоже нуждаются в том, чтобы государство защитило их права. Регулярная выплата зарплаты, контроль, чтобы люди жили в нормальных санитарно-бытовых условиях, — эти задачи с Роструда, прокуратуры, Роспотребнадзора не снимаются до конца проведения Олимпийских игр – до середины апреля. До тех пор, пока не будет окончательно определено, кто остается работать на постоянной основе в созданной инфраструктуре, а кто должен будет оставить город.
Спектр ухищрений, на которые шли работодатели, чтобы не платить зарплату рабочим во время подготовки Олимпиады, общеизвестен и не очень широк, однако складывалось ощущение, что государство смотрело на это сквозь пальцы.
Напомним, как это было, например, в случае с ООО «Рай» — подрядчиком австрийской компании Strabag, занимавшимся строительством комплекса зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного паралимпийского комитета.
— Два месяца работодатели удерживали документы работников якобы для того, чтобы оформить разрешения на работу, — рассказывает Семен Симонов, координатор приемной Сети «Миграция и право»правозащитного центра «Мемориал». – Людей возили на работу на автобусе из охраняемого общежития, выйти в магазин, чтобы купить продукты, они не могли. Паспорта им отдали, а разрешения на работу так и не оформили, выплачивали лишь часть зарплаты. А задержки объясняли тем, что подрядчик деньги не перечисляет, некачественно выполнены работы и т.д. Результаты проверок Следственного комитета и прокуратуры Адлерского района были направлены в Москву, по месту регистрации предприятия. Почти все из 70 обманутых работников уехали, так и не дождавшись денег. В общем, дело так и закончилось ничем.
ООО «Адлерремстрой», строившее олимпийские объекты в Красной Поляне, в свое время просто исчезло. Телефоны были недоступны, по адресу регистрации на улице Кирова в Адлере их не было, долг десяти рабочим из Узбекистана в 195 тысяч рублей так и повис в воздухе. И только через полгода в результате обращения «Миграции и права» в прокуратуру Адлерского района удалось найти представителей компании и подписать соглашение о выплате рабочим зарплаты.
Использовался и такой метод, как уклонение от переговоров, как это было с ООО «Парк», занимавшимсястроительством очистных сооружений для олимпийских объектов, гостиниц для журналистов, инфраструктуры «Формулы-1», нового рынка рядом с торговым центром «Александрия» в центре Сочи. Генеральный директор Александр Габараев сначала уклонялся от переговоров, но когда удалось с ним связаться, «обрадовал», что в списках сотрудников компании указанных 170 рабочих просто нет. А так как документы были оформлены не должным образом, то многие рабочие уехали без зарплаты, потеряв надежду доказать факт трудовых отношений.
Об этих и многих других фактах говорится в нашумевшем докладе правозащитной организации Human Rights Watch «Олимпийские антирекорды. Эксплуатация трудовых мигрантов в ходе подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи».
Одним из вопиющих стало дело сочинца Мартироса Демерчяна, который строил дома для волонтеров. Он заявил, что 12 июня прошлого года был избит и изнасилован ломом в полицейском участке поселка Блиново.
17 октября общественность была потрясена известием о том, что один из рабочих долгопрудненской компании «Крилакспецстрой», трудившийся на строительстве Главного медиацентра в Имеретинке, Роман Кузнецов, в знак протеста зашил себе рот и вышел на улицу с плакатом с требованием отдать зарплату. Накануне рабочие его бригады узнали, что руководство компании собирается уезжать из Сочи, не рассчитавшись с двухмесячными долгами.
— В целом такая стройка очень сложная, многослойная, я искренне не завидую Дмитрию Николаевичу, который координировал все вопросы, связанные с ней, и искренне поздравляю его с тем, что на 99% она закончилась, — в спокойном тоне прокомментировал Владимир Лукин ситуацию с соблюдением прав человека на олимпийских стройках. – Там, где действуют очень большие разноплановые коллективы, задействованы разные интересы, всегда возникают вопросы. Есть вопросы, связанные с рабочими из других районов, других стран, которые здесь работали, и один из самых острых — недоплаченная зарплата в самое последнее время. Но сегодня этот процесс завершается.
— В период организации Олимпийских игр было проверено более 500 строительных организаций на предмет своевременной выплаты зарплаты, — добавил Дмитрий Козак. — И это дало свои результаты.
По его словам, годовая задолженность семи строительных организаций в 277 млн рублей за новогодние каникулы практически погашена, а 14 января будет ликвидирован оставшийся долг в 2 млн рублей перед олимпийскими рабочими.
На совещании зашла речь и о президентском указе об усилении мер безопасности в период проведения Игр в Сочи. В соответствии с внесенными в него изменениями определено окончательное место для протестных акций во время Олимпиады – парк в посёлке Хоста.
— На мой взгляд, оно достаточно удобное и комфортное для такого вида акций, — сказал Дмитрий Козак. — В настоящее время ни одной заявки на проведение протестных акций не поступало, будем надеяться, что их и не будет, поскольку Олимпиада – неполитическое мероприятие, не время для проявления различных политических протестов и отстаивания своих политических позиций.
И действительно, скорее всего, так и будет. Ну кому интересно митинговать там, где этого никто не увидит? А перспектива провести два-три часа в дороге туда и обратно, например, жителей Лазаревского вряд ли привлечет. На то и расчет.
Факт принуждения полицией общественных активистов заполнять самим на себя карты экстремистов омбудсмен Владимир Лукин прокомментировал как незаконный.
— Если они не совершали ничего экстремистского, то это незаконно, — подтвердил он. — У нас существует презумпция невиновности, и если люди не сделали ничего незаконного и у полиции и следствия нет обоснованных подозрений, то эти вещи нельзя делать. Пусть пишут жалобы, обращаются к региональному или федеральному уполномоченным по правам человека, будем смотреть, что происходит в реальности.
Коснулись на совещании и вопросов экологии, с которой в Сочи, оказывается, все замечательно. Подводя итоги, Владимир Лукин отметил:
— Возникали экологические вопросы, проблемы переселения людей, но сейчас они стихли после некоторого напряжения и шума. Они, конечно, не полностью решены, но экологическая ситуация значительно лучше, чем была в разгар строительства, и есть шанс, что она будет улучшаться и дальше.
А согласно информации Дмитрия Козака, воздух и вода в Сочи на сегодня стали чище, чем в декабре 2007 года. Воздух — в два раза.
— Если количество взвесей в декабре 2007 года, когда никакой стройки еще не было, составляло 1,2 предельно допустимой концентрации (ПДК), то сегодня — 0,6 ПДК, — прокомментировал он. — Это очень хороший результат работы по модернизации, прежде всего, транспортной инфраструктуры, по проведению экологических мероприятий.
Вице-премьер считает, что совсем скоро, с завершением работ по благоустройству города, после «генеральной помывки улиц» воздух станет еще чище.
— Надо сохранить чистый воздух в среде обитания людей, — подчеркнул он. — Что касается компенсационных высадок растительности, то количество высаженных намного превосходит число уничтоженных во время строительства.
Правда, премьер умолчал про качество уничтоженной флоры и фауны – растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Кроме того, по словам Дмитрия Козака, вопрос с Ахштырем «решился в соответствии с законодательством, там нет никаких захоронений бытовых отходов, существуют только захоронения избыточных грунтов. Там установлен пост Росприроднадзора и осуществляется постоянный контроль, чтобы никаких других отходов не захоранивалось».
Так что все у нас хорошо с правами человека в Сочи. Было, есть и будет.