Инесса Новикова
Сочи может войти в федеральную программу по развитию агломераций. Это позволит привлечь средства на доработку и внесение изменений в Генплан и выработать реальную стратегию развития города на ближайшие десятилетия.
Об этом заявила председатель Общественного градостроительного совета Ольга Козинская. Очередное заседание Совета, посвященное этой теме, состоялось на минувшей неделе.
По задумке сочинских архитекторов, город Сочи, состоящий сегодня из четырех административных районов, предлагается поделить на восемь курортов в рамках одной агломерации. Это Магри, Лазаревское, Головинка, Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер, Красная Поляна.
Ольга Козинская также рассказала о том, что архитекторами уже сделаны первые шаги для того, чтобы Сочи включили в федеральную программу по созданию агломераций. Эта тема обсуждалась в рамках конференций и совещаний на уровне города и края. Кроме того, в конце декабря сочинцы приняли участие в совещании в департаменте планирования Минрегионразвития.
— В декабре состоялся Урбанистический форум, где мы получили информацию о возможности участия в госпрограмме по агломерациям. На конференциях и совещаниях эти вопросы обсуждались с участием всех специалистов, в том числе кураторов Генплана. В конце декабря мы присутствовали на совещании в Минрегионе, где обсуждалось, что требуется для участия города в этой программе. В ходе обсуждений мы утвердились в мысли, что у Сочи есть все шансы, — сказала Козинская.
Что такое агломерация?
Агломерация (от лат. agglomero — присоединяю) — это территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Крупнейшими агломерациями являются Токио, Мехико, Мумбай (Бомбей), Сан-Паулу, Нью-Йорк.
В России существует около 20 агломераций, но они – вне правового поля. Юридического термина «агломерация» в российском законодательстве — нет. Как и нет понимания порядка определения границ агломерации, полномочий муниципальных органов управления, роли общественности в управлении.
Зачем это нужно?
Большие города развиваются хаотично. Территориально, социально и экономически к ним приращиваются соседние малые города и поселки. Власти больших городов в той или иной мере выполняют координирующую функцию в отношении всей территории, и им необходим государственно-правовой механизм взаимодействия с органами всех малых образований (в частности, власти Москвы всегда претендовали на то, чтобы влиять на развитие подмосковных городов).
Зачем это нужно Сочи?
— Сочи исторически уже сложился как курортная агломерация – по типу «экополис», где благополучие природного комплекса определяет экономическое благополучие города, — отметил один из инициаторов проекта, архитектор Олег Козинский во время расширенного совещания в администрации Сочи.
По его мнению, участие города Сочи в этом федеральном проекте позволит сочинскому экспертному сообществу формировать политику создания в России агломераций. А главное –самим планировать стратегическое развитие Сочи — как агломерации.
— Мы проанализировали мировой и российский опыт создания агломераций, начали собирать мнения общественности, компоновать лаконичную концепцию, где будут определены причины, проблемы, пути преодоления, риски и возможности, которые откроются. Это тема стратегическая. У нас есть Генплан, но надо признать, что сегодня он ни на что не влияет, — сказал Козинский на заседании градостроительного совета.
В ходе обсуждений было сформировано такое мнение, что Генплан 2009 года создавался наспех в масштабе М 1:25 000, в то время как рабочий документ должен быть 1:10 000. Кроме того, старый Генплан, по сути, является непродуманным дополнением к своей первой части о строительстве олимпийских объектов и инфраструктуры, поскольку он создавался в ускоренном режиме именно для олимпийского строительства. Сегодня есть необходимость, во-первых, скоординировать то, что было запланировано, с тем, что на самом деле построено. А во-вторых, создать реальную стратегию развития города на ближайшие десятилетия. В частности, запланировать горизонтальные транспортные связи для отдаленных поселков, что позволит им развиваться.
Новая стратегия
Одна из главных идей новой стратегии – это перенос железной и автомобильной дороги, проходящей по побережью от Туапсе до Адлера, – в горы. Реализовывать этот проект планируется после 2032 года. Этот вопрос вызвал самую горячую дискуссию.
В поддержку такого решения высказался Андрей Рогач, директор сочинской компании НПО «Современные технологии». По его мнению, это не только позволит снять антропогенную нагрузку и освободить пляжи, но станет спасением от колонн фур, которые последуют в Грузию и Армению. Если грузовой порт будет переоборудован в яхтенную марину, как и планировалось, то строительные грузы для Сочи также будут перевозить по основной магистрали М2.
Идея переноса главной дороги в горы озвучивалась не раз. Об этом мечтал и мэр Воронков в 60-е годы. Но и тогда, и сейчас власти вынуждены были признавать, что город не готов к этому экономически. Кроме того, это вызовет проблемы с экологией.
Критика
Контраргументы против строительства дороги выдвинул член градостроительного совета Александр Сиряцкий. По его мнению, запас прочности существующих и недавно построенных дорог — железной и автомобильной — не будет исчерпан в ближайшие 18-20 лет. Уничтожать то, что есть, и строить новое – экономически нецелесообразно.
— Исходя из того опыта, который есть, сама идея строительства новой дороги в горах – это уничтожение среднегорного кластера и загрязнение русел рек. А это приведет к проблемам с питьевой водой, — считает Феликс Иваненко, председатель Сочинского отделения Русского географического общества.
Юрий Дзагания так прокомментировал ситуацию:
— Мы должны исходить из цели. Но сейчас нет понимания, каким мы хотим видеть город в будущем. Какой смысл раздроблять на восемь курортов, а затем интегрировать? Какая у этих территорий может быть самостоятельность в финансировании, если мы — единый курорт? Каждый курорт начнет тянуть одеяло на себя. Завтра Красная Поляна может быть отрезана от города, а мы будем их содержать и обеспечивать коммуналкой. Что это даст, а что разрушит? Децентрализация управления предполагает, что каждое звено обладает определенными полномочиями, но в законе этого нет. Сегодня нереально думать, что местное самоуправление будет на что-то влиять. Все инициативы общественности растаптываются, у ТОСов нет никаких полномочий, нет статуса юрлица, они не могут обратиться в суд или заключить договор. Затея безжизненная. Это может дать городу дополнительное финансирование, но для чего? Чтобы разработать пустой проект?
Валерий Сучков отметил отсутствие системы управления развитием города.
— Олимпийский 310-й закон отменил все основные градостроительные документы и систему территориального управления на муниципальном уровне. Госкорпорации обладают исключительными полномочиями на изъятие земли и на принятие решений по ее использованию, и это распространяется на особо охраняемые территории. Самое страшное, что олимпийский закон будет действовать до 31 декабря 2016 года, то есть три года после Олимпиады, в то время как Олимпийская хартия разрешает только один месяц после Паралимпийских Игр. Эта внеконституционная практика превращает в ничто и Генплан, и Правила застройки и землепользования, — подчеркнул он.
Кто за все заплатит?
Подспудным мотивом новой идеи – стать агломерацией — является получение финансирования на разработку проекта стратегического развития Сочи, где опытные специалисты рассчитают все факторы: социальные, экономические, транспортные. Первоначально средства на внесение изменений в Генплан выделит город и край, соответственно 10 и 60 млн рублей, — сообщила Ольга Козинская. Впоследствии предполагается получить дополнительные средства в рамках программы по развитию агломераций, а также других федеральных программ Минтранса, Минспорта, и т.д. Кроме того, предполагается, что город найдет инвесторов, чьи ресурсы задействованы здесь, — ими могут стать РЖД, Росавтодор и др. Также необходимо рассматривать разные виды инвестирования через частно-государственное партнерство, а также общественно-частное партнерство, то есть, сами жители могут стать источниками финансирования.