Башмет на Олимпиаде

Вместе с Олимпиадой в Сочи закончился и VII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В отличие от аншлаговых прошлых лет, на этот раз на выступлениях блестящих музыкантов в Зимнем театре и Органном зале было немало свободных мест. И на пресс-конференциях с маэстро говорили не только о музыке, но и о ценах, Олимпиаде и… сломанной руке.

Зимний фестиваль искусств в Сочи проходил параллельно с Олимпиадой, и при выработке ценовой стратегии организаторов наверняка брали в расчет большое количество гостей в городе в это время.

Фестиваль теперь получился действительно международным – не только по составу участников, но и зрителей, — отметил Башмет.

Однако вряд ли будет верным утверждение, что на мировые старты прибыли люди исключительно состоятельные. Многие могли позволить себе потратить очень немного, купив билеты на любые, даже непонятные им, но самые дешевые соревнования, лишь бы попасть на Олимпиаду, проникнуться олимпийским духом. Поэтому стоимость билетов на фестиваль искусств, доходящая до 10 тысяч рублей (для сравнения, в прошлые годы ценовой максимум – три тысячи), несомненно, отпугнула людей. Так, концерт открытия прошел при пустом партере. И это при выступлении знаменитых певицы Ольги Перетятько, пианиста Дениса Мацуева, скрипача Виктора Третьякова! Зияли пустые места на концерте Нино Катамадзе, «Вива Италия» и других. Было много людей с пригласительными билетами.

На фестиваль не приехали две звезды. Отвечая на заключительной пресс-конференции на вопросы журналистов о том, предусмотрены ли штрафные санкции для артистов, которые подвели его, Юрий Башмет сказал:

Да какие штрафы… Йен Бостридж, британский тенор, позвонил и сообщил, что потерял голос, шепотом разговаривал. А с Эрвином Шроттом (уругвайский баритон) мы собирались вместе выступать. А я же руку сломал, совместное выступление и не состоялось.

Надо сказать, что и на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, и на заключительной встрече журналисты не обошли стороной состояние здоровья маэстро.

Со сломанной рукой Башмет прилетел в Сочи прямо из Лондона, где открывал со своими оркестрами Год российской культуры.

В Сочи прилетел, еще не зная, что рука сломана – просто споткнулся и упал, а рукой вот так себя поддержал, — показал он. — Но вот врачи четвертой больницы установили.

По словам маэстро, они к нему «замечательно отнеслись».

Часть выступлений в качестве солиста на фестивале отчасти пришлось отложить. Например, сложный концерт польского композитора Кшиштофа Пендерецкого: его вместо Юрия Башмета разучил альтист Андрей Усов.

Играть что-нибудь буду. Если не снимать гипс, то боли нет. Попробую на заключительной церемонии (Олимпиады). А может, и на фестивале. Я на себе пока крест не ставлю. Хотя понятно, что можно дирижировать.

И играл на закрытии Олимпиады собственноручно.

Надо заметить, организаторы отказали в интервью с маэстро Башметом: он и посол Сочи, у него и длинный напряженный фестиваль – две недели. Правда, сам Башмет компенсировал ожидания: долго и охотно, больше полутора часов, общался с журналистами в Медиацентре, и хоть вопросы все равно не иссякали, тем не менее, все были удовлетворены. Правда, перед концертом закрытия Дмитрий Гринченко, генеральный директор Русского концертного агентства, позволил задать всего четыре вопроса:

Четыре вопроса, и у нас репетиция с юношеским оркестром.

Судя по репликам маэстро, он страшно доволен своим эксклюзивом – как самим фестивалем, так и Всероссийским юношеским симфоническим оркестром, который он создал в 2012 году.

Я считаю этот фестиваль лучшим в России.

Уже где-то на экваторе фестиваля маэстро сказал, что хочет сделать его такого же высокого уровня, как Зальцбургский.

Впервые созданный в нашей стране симфонический юношеский оркестр – проект очень глубокий и серьезный. То, что 78 отобранных участников оказались в юношеском оркестре, — это премия для них. Вообще не ожидал, что этот проект меня настолько глубоко тронет.

константин-хабенскийДоволен Башмет и собственной авторской версией оперы «Евгений Онегин», которую второй год подряд представляет в рамках фестиваля: «Это вообще новый уникальный продукт». Своеобразие постановки в том, что наряду с симфоническим оркестром, оперными певцами и хором в исполнении принимают участие и драматические актеры. Кстати, и «Серебряную ракушку» — почетную награду фестиваля — на этот раз вручили Константину Хабенскому, выступавшему в качестве чтеца.

Не могло обойтись и без обсуждения упущенных возможностей фестиваля в связи с тем, что Олимпиада «оттягивает» зрителей:

Пока не было Олимпиады, фокус концентрации был в этот момент, в основном, здесь. Олимпиада, с одной стороны, действительно оттягивает его. В то же время мы учли Олимпиаду. Фестиваль-то раньше начался, чем решили, что она будет в Сочи. И очень хорошо, что мы совпали по времени, потому что сейчас миллиарды людей в мире знают о нашем фестивале.

И еще, но в другом ракурсе:

Когда Прокофьев по заказу правительства сочинял ораторию, неважно сейчас, что это на слова, условно говоря, Маркса, Энгельса, Ленина, — важно, что это гениальная музыка. А она не обязательно должна быть программной. Классическая музыка была до нас и будет после, так же, как наш фестиваль. Он начался до Олимпиады и будет после нее.

Ну и, конечно, об олимпийских эмоциях:

Пока занят репетициями и концертами, так что вырваться (на олимпийские соревнования) не могу. Но ночами смотрю телевизор и радуюсь, вот сегодня смотрел фигурное катание. А сначала расстраивался, потому что российская сборная мгновенно не оказалась лидером. Как появится свободное время, обязательно поеду на хоккей. Самая главная наша победа – проведение Олимпиады в Сочи.

Перед концертом в Красной Поляне пришло известие о неудачном выступлении хоккейной команды.

Конечно, у всех настроение упало. Надо было видеть эмоции Бутмана – он фанат хоккея. Но от результатов игры в хоккей Моцарт не страдает.

Награде, врученной вице-мэром Кракова, — почетной медали Honoris Gratia за заслуги в продвижении польской музыки — Башмет обрадовался, рассказал о том, что Краков был первым зарубежным городом, который он посетил, и показал знание польского:

Я, например, сейчас могу сказать «Дженкуе бардзо!», — пошутил он под зрительские аплодисменты.

Награда стала, по его словам, сюрпризом и радостью.

Потому что критиковать себя мы можем лучше всех, когда ложимся спать. Там опоздал, здесь недоучил, поэтому не получилось то, это. А когда награждают, это придает силы.

По всей видимости, Сочинский фестиваль действительно теперь будет равняться на Зальцбургский. Помимо Зимнего театра, у него появилась площадка в Красной Поляне – зал «Галактика». Кроме того, летом планируется так называемый предфестиваль, который будет состоять из трех-четырех концертов классической музыки. Башмет сообщил также о корректировке творческого наполнения фестиваля искусств:

Мы хотим расширить атмосферу каждого концерта. Если это драматический спектакль, Хабенский ли это играет или Женя Миронов, чтобы были обязательно мастер-классы. То есть миниатюрная академия вокруг этого спектакля. Если это музыкант, мы его тоже будем обременять мастер-классами.

Вам судить, удался фестиваль или нет, — резюмировал Дмитрий Гринченко, – но мы некоторое удовлетворение испытываем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь