За полицию с человеческим лицом

0
476

polizai1В Сочи прошла всероссийская «Декада проверки отделений полиции».  Наша  полиция стала открытее и доступнее — сделали вывод гражданские наблюдатели. По ходу проверки насмотрелись, наслушались и нанюхались всякого.

Вряд ли можно найти другое учреждение, которое должно удовлетворять столь разным, порой полярно противоположным требованиям, как отделение полиции.  Для социально опасных оно должно быть строгим, иначе сбегут, для задержанных до выяснения обстоятельств — комфортным, пока их вина не доказана, для пострадавших от преступлений — гостеприимным. Все это должно уживаться в одном здании и в сознании одного полицейского.

Некоторые стражи порядка идут навстречу трудностям, информируют население о его правах и своих обязанностях. Другие уступают соблазну спрятаться от кого получится. Участник Декады проверки, молодой сочинец Владислав Славский заметил, что в микрорайоне Макаренко убежище стражей порядка не найдешь и с GPS-навигатором.

— На Макаренко если человек не знает, где пункт полиции, он его никогда не найдет. Надо поднять голову, чтобы за высоким забором, с проволокой по верху, увидеть маленькие буквы «полиция». Встретили нас там настороженно и с порога запретили видеосъемку, — рассказала гражданский активист Ирина Лавринович.

В других случаях внимание гражданина рассеивается и отвлекается от полезной  информации. Например, на самом видном месте сведения о высшем руководстве МВД России. А местному жителю министр без надобности, он хочет знать, кто на его улице участковый и как с ним связаться.

Служебный сотовый телефон участкового не тайна для граждан! — уверен член Общественного совета при УВД Сочи Александр Алексеенко.

Верно информировать население мешает также недомыслие, весьма похожее на изощренную изобретательность.

Бывает, что на улице размещена информация о правах задержанных, — сами задержанные не могут ее прочитать, ведь их доставляют внутрь здания. А внутри здания написаны часы приема граждан — об этом удобнее узнавать снаружи, не заходя в отделение, — заметил участник молодежного правозащитного движения Семен Симонов.

Семен Симонов координировал Декаду проверки отделений полиции в Сочи. Год назад эту акцию проводил он же. Глаз уже  наметан. 

— Сейчас возникла проблема лишних телефонов доверия. В ходе проверки отделений мы увидели пять разных номеров, в том числе недействительные. Этих телефонов не должно быть много. Согласно приказу МВД, в Краснодарском крае один телефон доверия  по пресечению противоправных действий сотрудников полиции 8(861)224-58-48, — расставил точки на i  источник «Сочинских-новостей.рф».

Во многих отделениях противоправна сама архитектура зданий. Камеры содержания задержанных лиц тесные, душные, на лавочках шириной 20 см и сидеть,  и лежать плохо. 

— Те, кого туда доставили, еще не осуждены, а содержатся в скотских условиях! Это неправильно. Вот когда их суд признает виновными, они будут ограничены в правах. А до того они не ограничены ни в туалетах, ни в питании, ни в элементарных постельных принадлежностях, ни в лекарствах, если возникнет необходимость! — уверен Александр Алексеенко, в прошлом сотрудник милиции.

Самые комфортабельные камеры для задержанных в шикарном здании полиции  Блиново, ближнем к Олимпийском парку. Но там же, как ни странно, непреодолимые барьеры для маломобильных. Инвалид-колясочник  в это отделение полиции сам не заедет и при желании.

Не работают лифты для маломобильных. Сначала нам сказали, что нет ключей. А потом выяснилось, что оборудование не введено в эксплуатацию. В здании есть туалет для маломобильных. Но они не могут попасть на саму территорию отделения, мешает непреодолимое препятствие, — рассказал общественный наблюдатель Владислав Славский.

Даже для мобильных граждан, решивших прибегнуть к защите закона, Сочи еще не стал зоной полицейского гостеприимства. В Адлере, в комнате приема граждан, вырванные из стен электрические розетки, падающие столы, нет ни ручек, ни бумаги — самая подходящая обстановка, чтобы писать заявление в полицию.

Часто внутрь здания просто не пускают. В записке по итогам Декады проверки гражданские наблюдатели пишут среди прочих замечаний: «Двери постоянно закрыты и открывались только после вызова дежурного нажатием на кнопку; в некоторых случаях от посетителя требуют паспорт или водительское удостоверение; отсутствует ясное понимание того, сможет ли человек без этих документов пройти внутрь».

Не самым главным, но самым острым впечатлением Декады проверки стал  запах фекалий внутри и снаружи некоторых зданий.  Особенно пострадали носы гражданских активистов на подходе к полиции Лоо. 

— Разве в силах местная администрация помочь в чем-то простому гражданину, если канализационные стоки текут по улице рядом с полицией — и  с этим мирятся! — заметила Ирина Лавринович.

В результате полицейские вынуждены каждый день на службе вдыхать разящий наповал запах. Запах давит на подсознание, на самооценку стража порядка и на его оценку тех, кого он обязан защищать.

Человеческое лицо должно быть! Чтобы у нас не было ощущения, что увидел полицейского — и надо перейти на другую сторону. Они получают деньги налогоплательщиков и должны служить закону, а не телефонному праву или чьей-то прихоти. Мы понимаем, что они под погонами, но на сегодняшний день Олимпиада закончилась — заказов сверху нет на усмирение оппозиции. Поэтому можно жить и работать спокойно, — говорит член общественного наблюдательного комитета Краснодарского края «За соблюдение прав задержанных» Алик Ле.

Гражданские активисты надеются проводить проверки отделений полиции не раз в год, а раз в квартал. Они уверены, что это  на пользу самой же полиции, и ждут, что начальник УВД по городу Сочи, генерал-майор Василий Умнов пойдет им навстречу.

 Быть может, нас ждут удивительные открытия. Например, ответ на вопрос, где находится камера пыток, через которую прошел строитель Олимпиады Мардирос Демерчян.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь