По статистике, количество случаев квартирного мошенничества в России уменьшается. Жители нашей страны становятся более осторожными при заключении сделок с недвижимостью. Однако статистика раскрываемости уже состоявшихся преступных сделок настораживает. По мнению экспертов, доказать вину мошенника порой невозможно: так уж «грамотно» оформлены документы. Самые частые жертвы квартирных мошенников, как правило, люди пожилого возраста.
История сочинских пенсионеров Холодновых, которые в результате неосторожной сделки поменяли двухкомнатную квартиру в центре в Сочи на нежилой сарай в отдаленной кубанской станице, уж очень яркий пример, с помощью которого можно понять, почему с раскрываемостью у нас все так плохо. Женщина, заключившая сделку, ни от кого особенно и не скрывалась, а в судьбе стариков приняло участие огромное количество людей, начиная от почтальона и заканчивая депутатами, блогерами и главой села Новомихайловское. Даже беглого взгляда на их историю достаточно для того, чтобы понять, кто виноват и что делать. Но, несмотря на очевидность ситуации и внимание общественности, виновные так и не наказаны, а справедливость не восстановлена.
В больших городах судьба маленького человека не слишком заметна. А вот в селах, где каждый житель на виду, любые, даже самые незначительные изменения могут броситься в глаза. Для жителей сельского поселения Новомихайловское в Белоглинском районе Кубани тот факт, что в заброшенном доме, более 14 лет простоявшем пустым, появились жильцы, – новость.
Полуразвалившаяся деревянная хатка без окон, дверей, мебели и коммуникаций на окраине Новомихайловского — такую недвижимость получили пенсионеры Холодновы взамен двухкомнатной квартиры в Сочи. Глава поселения Лариса Склярова, которая тут же пришла «разведать обстановку», поговорила с женщиной, которая привезла сюда новых жильцов, и сразу заподозрила неладное.
— О том, что в дом, не пригодный для жилья, заселились пожилые люди, мне сообщили члены нашего ТОСа, — рассказала нам она. – Стало интересно, как они смогут прожить в этой лачуге без света, воды и отопления, поэтому я пошла знакомиться. Пожилая женщина, увидев меня, тут же заявила, что она здесь жить не хочет, и попросила, чтобы ее увезли в Сочи. Гражданка, которая их сюда привезла, представилась родственницей. На мой вопрос о том, как старики будут жить без отопления, ведь впереди зима, она пообещала, что скоро вернется сюда для того, чтобы сделать ремонт. Говорила и держалась она очень уверенно, постоянно перебивала. Но документы на приобретение дома мне все же удалось посмотреть. Очень удивила цена – 280 тысяч рублей. Такая «недвижимость» в нашем районе может стоить не более 20 тысяч рублей. Этот дом около десятка лет никто покупать не хотел. Я попросила у «родственницы» номер ее телефона. Прошло несколько месяцев, но обещанного ремонта старики так и не дождались, более того, выяснилось, что предприимчивой «родственнице» удалось оформить на себя и доверенность на получение их пенсии и забрать паспорта, поэтому они остались без документов и средств к существованию. Жители нашего поселения, конечно, помогали чем могли, но впереди были холодные месяцы, и оставаться в этом доме дальше было невозможно. Тогда я позвонила по телефону, который мне оставили, для того чтобы узнать, когда же сделают обещанный ремонт. Женщина взяла трубку, пообещала, что приедет на днях, а потом добавила: «Если бы я знала, что вы будете меня «доставать», перевезла бы их в другое место». На этом мое общение с ней закончилось. В следующий раз трубку взял уже совсем другой человек и потребовал, чтобы я больше сюда не звонила.
С приближением холодов Евдокия Тимофеевна и Андрей Васильевич Холодновы вынуждены были вернуться в Сочи. Тогда они еще не теряли надежды попасть в свою квартиру, но оказались на одной из сочинских помоек. Дверь была заперта. Собственно, на этом их печальная история могла бы и закончиться. У Евдокии Андреевны от жизни на улице и недоедания обострился диабет, состояние здоровья Андрея Васильевича тоже оставляло желать лучшего. Стариков на помойке обнаружили блогеры, история стала обсуждаться в сети. Было принято решение помочь старикам заново оформить паспорта и временно пристроить в медучреждения города.
— Евдокию Тимофеевну забирали с улицы во время сильного ливня, — рассказывает одна из пользовательниц сайта «ПриветСочи.ru» Светлана Пузыкина. – Она сидела под проливным дождем, накрывшись целлофаном, из-за диабета на ноге началось воспаление, она отекла, и старушка не могла ходить. Бригаду скорой мы прождали около двух часов, и нам еще пришлось настаивать на том, чтобы врачи ее забрали, в тот момент документы еще не были готовы.
Спустя какое-то время блогерам удалось оформить Холодновым новые паспорта. Чуть позже выяснилась и еще одна радостная новость: почтальон, много лет носившая старикам пенсию, не стала ее отдавать подозрительному «доверенному лицу», поэтому Холодновы получили свои деньги в полном объеме за все те месяцы, во время которых им пришлось жить впроголодь. В настоящий момент пенсионеры находятся в одном из медучреждений Сочи. На этом историю снова можно было бы посчитать законченной, если бы не одно но…
Сразу после того как история пенсионеров, оставшихся без жилья, получила огласку, неравнодушные сочинцы подали заявление в полицию с просьбой возбудить дело по факту мошенничества. С того момента прошло около года, но оно так и не было открыто. 18 июля этого года Центральный районный суд признал незаконным бездействие начальника отдела полиции Центрального района, который не провел проверку заявления о преступлении. Иными словами, суд признал, что полицейские больше года абсолютно ничего не делали по заявлению о квартирном мошенничестве.На судебное заседание сотрудники полиции не пришли. Представитель прокуратуры, присутствовавший на нем, сообщил, что проверку сотрудники УВД проводили, но, вот незадача, ее материалы куда-то потерялись, и их не могут найти. Остается только удивляться, как наши полицейские ищут преступников, если даже рабочие материалы найти не могут.
По закону, любые сделки могут быть признаны ничтожными и расторгнуты, если они носили очевидно неравный или кабальный характер. Для этого необходимо, чтобы полиция провела расследование, а в суде удалось доказать неравный обмен недвижимости сочинских пенсионеров. В данном случае полицейским даже расследовать ничего не потребуется, ситуация явно налицо. Женщину, отобравшую у Холодновых деньги, документы и недвижимость, видели соседи пенсионеров, почтальон, ее контактный телефон был у главы поселения Новомихайловского, а блогеры даже провели свое гражданское расследование и выяснили ее имя. Казалось бы, полиция тоже заинтересована в том, чтобы статистика раскрываемости была более оптимистичной. Но чем больше проходит времени, тем все меньше шансов у стариков вернуться домой.
— По большому счету, если бы ответственные лица вовремя заинтересовались этой ситуацией, старики не остались бы без квартиры, — говорит адвокат пенсионеров Александр Попков. — В мае 2013 года Холоднов написал заявление в полицию, что у него забрали паспорт. Потом, когда его уже выкинули из квартиры, обращался в прокуратуру Центрального района. Туда же, а ещё в УВД и прокуратуру города после обращений старика и публикаций блогеров пишут депутаты, чиновники и граждане, подписи которых организуют через интернет. Из прокуратуры всё плавно перетекает в отдел полиции под предводительством полковника Геннадия Толокнова. И благополучно тонет там в забвении. Больше года ни ответа ни привета, не говоря уже об изобличенных преступниках.
Суд обязал начальника отдела полиции Центрального района устранить допущенное нарушение закона. Будем надеяться, что хотя бы с помощью судебных решений сотрудников полиции можно заставить выполнять свои обязанности.