Вы, конечно, слышали о программе газификации сочинских сел. Нет? Забыли? Объяснимо: она в последний раз громко звучала накануне выборов мэра Сочи нынешним летом. Сам глава города Анатолий Пахомов в конце июля рассказывал, например, о том, что до конца текущего года газ придет к потребителям 30 адлерских сел. А потом вдруг наступила тишина. Последние «вести с полей» прозвучали в сентябре, в аккурат перед началом выборов: что, мол, газ дошел до поселка Мирный и вот-вот появится в Эсто-Садке. И опять – тишина. А сел, напомним, которые обещали осчастливить – 30.
Так что ж происходит? Где победные реляции о новых подключениях? Конец-то года вот он уже, четыре недели осталось!
Копать надо от системы
В тех же июле-сентябре клялись (посмотрите предвыборные сюжеты в Ютубе) подключить еще Нижнюю Шиловку, Веселое, совхоз «Россия» и какие-то улицы в Хостинском и Лазаревском районах.
Почему об этом ничего не слышно? Где эти рапорты, красивые репортажи, речи благодарных жителей? И почему работы, которые, было, активизировались во многих селах весной и летом, снова остановлены?
Да потому что в этом хозяйстве (и не только в нем) все так устроено, что оно не работает. Могут выкопать траншеи, уложить трубы, зарыть – и на этом остановиться. И, похоже, никому не выгодно это продолжать. Более того: по всему видно, что «монтажники» просто разбежались. Иначе чем объяснить то, что после весенних и летних работ они больше в большинстве сел не появлялись.
А ведь если было бы выгодно – делали бы, ясен пень. А выгодным это становится тогда, когда за подключение можно «сорвать» крупную сумму денег. Вот тогда неожиданно на любой окраине Сочи могут быстро построить всю нужную инфраструктуру. Без всяких понуканий и постановлений, без правительственной программы и т.п.
Это реально, но… Но общество должно быть устроено так, чтобы все это в какой-то разумной мере было выгодно всем. Только тогда этот механизм будет работать вне зависимости от участников процесса.
Вот говорят: надо установить справедливую цену. Но — как? При существующем положении вещей в этой сфере такое практически невозможно.
Потому трубы и лежат в земле, а потенциальные потребители находятся в хроническом ожидании и полном информационном вакууме: когда и почем.
Есть еще один естественный препон, который наиболее актуален в Сочи. Это так называемые «индивидуальные проекты подключения». Здесь пересеченная местность, часто надо строить специальные фермы, чтобы перепрыгнуть какой-нибудь овраг. Плюс особенности сочинской застройки, которая многие годы развивалась бессистемно, и надо еще выписывать загогулины, чтобы подвести трубы к нужному участку. Это радикально влияет на стоимость подключения.
Весной вот было повеяло «ветром перемен». В марте текущего года правительственная «Российская газета» обнародовала новые правила подключения абонентов, с комментариями специалистов, как все это будет теперь выглядеть.
Приведем здесь один из этих комментариев полностью.
«Итак, присоединение оборудования с максимальным расходом газа до 15 кубометров в час обойдется до 50 тысяч рублей. Срок подключения не может превышать один год. Это в большей степени касается малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Подключить оборудование с расходом до 5 кубометров в час будет стоить от 20 тысяч рублей. Как подсчитал портал «Пронедра», «это сопоставимо с объемом, необходимым для обеспечения работы газовой плиты или котла в частном домовладении, площадь которого не превышает 280 квадратных метров (рассчитано на семью из четырех человек)». Такая цена возможна в том случае, если расстояние от оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, то есть не надо строить пункт редуцирования газа».
Теперь, по прошествии более чем полугода после публикации таких красивых и приятных глазу правил, посмотрим, как все это выполнялось в Сочи. И выполнялось ли.
Вот один из последних примеров – поселок Мирный.
— У нас минимальная стоимость подключения была от 60 тысяч рублей вместе с проектом, — рассказал представитель общественного совета поселка Виктор Кобылин. – Это когда участок был рядом с «трубой» и одна точка подключения. А если несколько точек подключения и основная труба расположена далеко — то до 200 тысяч.
Из приведенных цифр видно, что они несколько отличаются от того, что декларировало правительство РФ. Вроде близко к заявленной цене в 50 тысяч рублей, но очень далеко от заманчивой цифры в 20 тысяч, а ведь это, снова процитируем, достаточно для «работы газовой плиты или котла в частном домовладении, площадь которого не превышает 280 квадратных метров (рассчитано на семью из четырех человек)». Все это как раз вписывается в описанную Кобылиным ситуацию, которая в реальной жизни стоила в три раза дороже, то есть 60 тысяч рублей.
Отчего так? Ведь правительство же велело! Об этом в следующей главе.
Как устроено газовое хозяйство города?
Начнем с азов. Есть понятие газораспределительной организации (ГРО). Сочигоргаз, к примеру, таковой не является и не имеет права выдавать технические условия на подключение. ГРО в Сочи – это ООО «Газпромтрансгаз-Кубань». Горгаз Сочи работает с ним по агентскому договору.
Вопрос с подключением абонентов к лежащим в земле трубам по большому счету зависит от этой краснодарской структуры, которая, если отбросить формальности, является подразделением Газпрома. Если идти по схеме, предложенной правительством, то процесс подключения новых потребителей просто остановится. Либо надо ставить вопрос о дотациях к установленному правительством тарифу, т.е. о деньгах, которые надо подкинуть сверху, чтобы ГРО имела интерес. Если же заставить ГРО работать по «тем» тарифам, то она либо разорится, либо сбежит туда, где не заставляют.
Однако все это не означает, что реальная цена подключения не может быть предметом дискуссий, что она может быть разумно снижена. Однако при нынешних экономических реалиях этот процесс выглядит практически бесперспективным. Слишком многое надо менять в законодательстве, а это происходит небыстро. Да и попыток что-то сдвинуть в этой сфере пока не наблюдается.
И тут государство становится заложником им же самим выстроенных препонов. С одной стороны, вроде бы есть желание отдельных больших чиновников улучшить ситуацию, а с другой – частокол законодательных актов, которые не дают это сделать. В этой связи стоит вспомнить недавнее признание вице-премьера Дмитрия Козака, который, рассказывая о том, как готовилась Олимпиада в Сочи, сказал, что ему и всей команде приходилось каждый день сталкиваться с огромными проблемами, вызванными именно запретительным уклоном российского законодательства.
Абсурд абсурдом погоняет
Вот и в этой ситуации все выглядит запредельно абсурдно. Ведь в связи с международными санкциями «из-за Украины» тому же Газпрому, чтобы компенсировать потери от снижающихся поставок газа за рубеж и отказа ряда партнеров от участиях в проектах по строительству новых газопроводов, нужно наращивать продажи «голубого топлива» внутри страны. Но при существующем положении вещей это невозможно. В том числе и из-за законов, которые в свое время «пропихнули» не без участия того же Газпрома.
А тем временем прибыль Газпрома от внешних поставок неуклонно валится вниз, приближаясь к опасной черте. Чистая прибыль «Газпрома», по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) по итогам трех кварталов 2014 года, как сообщила на днях «Лента.ру», составила 35,8 миллиарда рублей. Соответствующая информация содержится в отчетности компании. За аналогичный период прошлого года «Газпрому» удалось добиться чистой прибыли в 466,6 миллиарда рублей. Таким образом, этот показатель уменьшился в 13 раз.
В документе отмечается, что чистая прибыль снизилась по двум причинам. Во-первых, 256,9 миллиарда рублей были перечислены в резерв по сомнительным долгам. Во-вторых, увеличились расходы из-за падения курса рубля относительно доллара и евро. При этом выручка компании выросла на 1,57 процента и достигла 2,86 триллиона рублей. Больше всего корпорация заработала на продаже газа (2,04 триллиона рублей) и предоставлении имущества в аренду (451,8 миллиарда).
Это произошло не только от сокращения поставок, но и от падения цен на газ на внешнем рынке и ослабления рубля.
Тут «в тему» ложится и история с наращиванием добычи сланцевого газа в ряде стран, а также с переориентацией некоторых традиционных потребителей продукции Газпрома на перспективу поставок сжиженного газа от других поставщиков (в Литве, например, под это дело полным ходом строят специальный терминал). И он, этот газ, будет стоить дешевле, чем российский природный.
Вот к чему все это говорится? А к тому, что, казалось бы, сегодня Газпром должен быть кровно заинтересован в том, чтобы «труба» дошла до каждого потребителя в России, кто десятилетиями ждет этого события.
Однако сама психология Газпрома, как многолетнего монополиста, препятствует радикальному изменению ситуации. Для этого нужны глубокие структурные изменения. В том числе – устранение «бумажных» организаций, которые ничего не производят, но зато имеют свою «маржу», и она сильно влияет на конечную цену продукта. Таких, например, как Краснодаррегионгаз. А подобные ему есть по всей России.
Как ни крути, но цена на газа – вопрос стратегический. Она влияет на ценовую политику во всей сфере ЖКХ, влияет на стоимость электроэнергии, горячей воды и отопления и т.д. Разумная рыночная цена, при удалении ненужных посредников, заметно бы снизила эти тарифы, что хорошо не только для населения, но и для бизнеса, промышленности и т.д.
Все это предельно жестко вырисовывается в нынешней ситуации, которую, с некоторыми поправками, вполне можно назвать международной изоляцией России.