Разработчики идеи Мирных Морских Парков в бассейне Средиземного моря провели конференцию в Сочи. Средиземноморская научная комиссия (CIESM) объединяет океанологов 23 стран. Впервые за 100 лет исследований форум CIESM прошел в России. Приехали более 150 российских и зарубежных океанологов, три дня на английском языке обсуждали достижения и проблемы в изучении Средиземного и Черного морей.
Вслед за большим спортом Путин затягивает в построенные под Олимпиаду фешенебельные здания большую науку. Еще в прошлом году он предложил провести конференцию в Сочи, когда встречался с Президентом CIESM, Суверенным князем Монако Альбертом II.
Тогда же, в октябре 2013, Россия присоединилась к Средиземноморской научной комиссии. Если учитывать, что в нее входит и Украина, то год назад российское присоединение было весьма дальновидно. Сегодня сохраняется площадка для диалога ученых.
Среди других членов комиссии влиятельные европейские страны, а кроме того Египет, Израиль, Ливан, Сирия, Турция. Географически CIESM совпадает с ближневосточной «дугой нестабильности», самым «горячим» регионом планеты. Здесь большая океанология не чурается большой политики хотя бы потому, что антропоген мощно и опасно влияет на море.
Так, CIESMвыдвигает новаторское экосистемное предложение по созданию Мирных Морских Парков. Это – большие, часто трансконтинентальные акватории на границе Европы, Азии, Африки. ММП отличаются активным гидродинамизмом, богатым гео- и биоразнообразием, но находятся под беспрецедентной угрозой в связи с деятельностью человека (морской транспорт, чрезмерный вылов рыбы, туризм, эксплуатация береговых зон, и т.п.). CIESM намерена добиваться рационального природопользования в нейтральных водах ММП. В поисках общего баланса интересов, включая интересы моря, ученые готовы сажать за стол переговоров политиков, бизнесменов, всех региональных партнеров, совместно использующих ресурсы ММП.
На сегодня CIESM предлагает восемь Мирных Морских Парков: на слиянии Средиземного моря с Атлантикой, в южных частях Адриатического и Эгейского морей, в северной части Ионического моря, у берегов Ливана, и три акватории у северного побережья Африки.
В Черном море такие парки еще не запланированы. Но мы не могли не поинтересоваться, насколько целесообразно и перспективно создание ММП у нас, вдоль побережья России, Абхазии и, может быть, Грузии. В части сохранения и восстановления разнообразия черноморской флоры и фауны на вопрос ответила ведущий научный сотрудник Института океанологии им. Ширшова РАН, доктор биологических наук Тамара Шиганова (в 2013 году она была избрана первым российским председателем секции CIESM«Живые морские ресурсы и биоразнообразие»). И вот что сказала Тамара Шиганова:
— Было бы хорошо, если бы вы думали не только о красоте, но об улучшении состояния береговой зоны. Есть районы моря, которые требуют защиты и восстановления биоразнообразия. Сейчас пора об этом подумать. Вспышка гребневика мнемиопсиса, завезенного в Черное море с балластными водами, преодолена заселением другого гребневика – берое. Уменьшились эвтрофикация и влияние вредоносных вселенцев – улучшилось состояние окружающей среды в Черном море. Возможно заселение исчезнувших видов. Для восстановления донных животных необходим растительный донный субстрат. Вы спрашиваете, можно ли вернуть устрицу? Можно попробовать восстановить ее как аквакультуру: создать устричные хозяйства в благоприятных местах обитания. Раньше наиболее мощные устричные хозяйства находились в северо-западной части Черного моря. В районе Сочи климат теплее, соленость воды подходящая для устриц – должны прижиться. Но это возможно только с помощью человека.
Однако генеральная линия CIESM, обусловленная истощением традиционных морепродуктов, уводит в противоположную от устриц сторону — к использованию морских генетических ресурсов.
CIESM пытается срочно оценить и донести до политиков темпы деградации морской пищевой цепочки и катастрофического сокращения уникальных ресурсов морских экосистем. К этому ведут чрезмерная добыча морской флоры и фауны, постоянное загрязнение вредными веществами и нанопластикой, появление инвазивных видов, глобальное потепление…
Как человеку продолжать кормиться в море без дальнейшего разрушения его экосистемы? Международных договоров, ужесточающих квоты вылова рыбы и морепродуктов, для решения этой сверхзадачи уже недостаточно. CIESM предлагает заменить в нашем меню рыбу микроорганизмами. Приспело время использовать и тысячи новых биоактивных молекул. Ученые недавно обнаружили их у многих видов морских бактерий, живущих в экстремальных зонах Средиземного и Черного морей.
Морские генетические ресурсы (МГР) уже широко используются в пищевой, косметической, фармацевтической промышленности. Спорными остаются вопросы доступа к МГР и справедливого распределения благ всех сторон, участвующих в их сборе, эксплуатации, изучении. Чтобы преодолеть разногласия между правительствами, промышленностью, наукой, CIESM разработала проект Хартии по доступу и совместному распределению выгод МГР. Она основана на принципах, поощряющих морские исследования, использование ресурсов, но не допускающих вредного воздействия на океан, общее достояние человечества. Хартия подписана в июне этого года, к ней присоединились ученые 50 стран.
CIESM — амбициозная научная структура, склонная к надгосударственному управлению политикой, пусть это управление носит рекомендательный характер. Генеральный директор Средиземноморской научной комиссии Фредерик Бриан — доктор философии, что не мешает ему руководить океанологами.
— Нашей столетней комиссии всегда удавалось встать выше разрушительных войн и конфликтов, замыслить и построить новый мир на основе доверия и серьезного сотрудничества между исследователями всех морских побережий, — говорит Фредерик Бриан.
Бриан назвал российскую океанологию «одним из сильнейших игроков на мировой арене». С присоединением России амбиции CIESM выросли. На сочинской конференции директор Института океанологии РАН, академик Роберт Нигматуллин сказал российским и зарубежным коллегам:
— Самые опасные общественные явления, с чем и нам следует бороться, были определены в России еще в XIX веке. Материализм священников. Ученые-недоучки. Демократы, вмешивающиеся в те вопросы, куда им не следует вмешиваться. И идиоты наверху.
Эти слова, переведенные с русского на английский и обратно, как-то особенно проникновенно звучат в современном Сочи. Но CIESM после конференции уехала и вряд ли когда-нибудь вернется. А сочинские батюшки, ученые, демократы и городская администрация остались.