Charlie Hebdo

Атака террористов на редакцию французского сатирического издания Charlie Hebdo в Париже уже вызвала большое возмущение во многих странах мира. «Франция – светское государство, такие вещи здесь не допустимы», — говорят многие люди, вышедшие на демонстрации протеста.

Президент страны Франсуа Олланд уже назвал случившееся терактом. Напомним, в результате стрельбы, открытой исламскими террористами, в редакции журнала и на улице погибли 12 человек.

Можно долго обсуждать, как такое стало возможным. Люди с хорошей памятью, наверное, вспомнят, что теракты в Париже уже были. В 1995 году здесь гремели взрывы в метро и магазинах. А уж беспорядки на религиозно-этнической почве тут не такая уж редкость. Стоит в этой связи вспомнить и события 2004 года, когда в буквальном смысле пылали предместья не только Парижа, но и других крупных городов Франции. А еще в 2011 году ровно по тем же причинам шли баталии в Лондоне, в 2010 году – в Осло. Кстати, последний случай был скрыт от мировой общественности властями Норвегии. Он всплыл лишь на фоне «дела Брейвика».

Что это? Европейская политика политкорректности и толерантности трещит по швам? Если следовать заявлениям европейских политиков (совсем не правого толка), то похоже на то. Нечто похожее года три назад говорила и канцлер Германии фрау Меркель, которую трудно заподозрить в симпатиях к правым.

Но вот, тем не менее, сегодня на севере Франции объявлен максимальный уровень террористической угрозы. Несмотря на то, что ответственность за массовое убийство пока никто на себя не взял. Впрочем, есть косвенные доказательства, что к этому причастны люди из одной исламистских группировок. Это видно из показаний свидетелей. А убийцы сами прямо об этом говорили.

Более того: установлены и личности нападавших. По данным французской полиции, это два брата: 34-летний Саид и 32-летний Шериф Куаши. Оба – граждане Франции. Причем уже «засвеченные» по части экстремизма. В 2008 году Шериф был осужден на три года за вербовку добровольцев для войны в Ираке на стороне исламистов. Предполагается также, что братья участвовали в боевых действиях против правительственных войск Башара Асада в Сирии.

Но речь не об этом. А о свободе слова. «Наказанное» французское издание время от времени публиковало карикатуры на исламскую тематику, а также на лидеров исламистов. К слову, объектом карикатур журнала являлся и французский писатель Мишель Уэльбек, который много пишет об «исламской угрозе Франции» и которого исламисты обещали убить. А французский суд, тем не менее, в свое время обвинил Уэльбека в «разжигании». В итоге писатель часто вынужден скрываться, ибо не пришелся ко двору ни тут, ни там.

Вообще-то для Европы антиклерикальность, насмешки над религией – уже норма. По крайней мере, начиная с XVIII века. Например, тонны произведений высмеивают христианство. Достаточно вспомнить «Забавную Библию» и «Забавное Евангелие». Хорошо это или плохо – тема для дискуссий. Они и идут.

И что? Небо упало на головы «грешников», когда стали все это печатать? Нет, такого не наблюдается.

Но вернемся к нашим братьям. Став гражданами Франции, они должны были иметь все это в виду. Однако, как видно – не имели. Жили по своим понятиям. А это здесь — нельзя. Надо жить или «там», где все это понимается, либо «здесь». Но – исключительно по здешним правилам.

Кстати, «там» не картинки рисуют. Там просто убивают за принадлежность к иной конфессии. Массовые убийства христиан (причем сугубо местного происхождения, не пришлых) стали обычным делом в Пакистане и некоторых странах Африки.

Так что… В некотором смысле это тупиковая ситуация. Как писал Довлатов – «два мира – два Шапиро».

Какой вывод сделает для себя Европа после этих событий – непонятно. И сделает ли его вообще. Тем не менее, во многих городах континента прошли акции протеста. Главное требование: защитить свободу слова. При любых условиях.

А пока список убитых в Париже. Вот он:

Стефан Шарбоннье – главный редактор Charlie Hebdo, карикатурист, 47 лет.

Жан Кабю – карикатурист, 76 лет.

Жорж Волински – карикатурист, 80 лет.

Бернар Верлак – карикатурист, 57 лет.

Бернар Мари – экономист, колумнист  Charlie Hebdo и France Inter, 68 лет.

Филипп Оноре – карикатурист, 73 года.

 Мишель Рено – бывший глава администрации мэра Клермон-Феррана.

Франк Бринсоларо – полицейский, охранявший Шарбоннье, 49 лет.

Ахмед Мерабе – полицейский, сотрудник велосипедной бригады комиссариата 11-го округа.

Мустафа Урад – корректор.

Фредерик Буассо – агент по обслуживанию, сотрудник Sodexo.

Эльза Кайе – психоаналитик и колумнист.

Charlie Hebdo2 Charlie Hebdo3 Charlie Hebdo4

Обложки журнала Charlie Hebdo

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь