Трагедия в Междуреченске, когда рухнул целый подъезд пятиэтажного жилого дома, похоронив под обломками двоих пенсионеров,  на несколько новостных минут всколыхнула российскую аудиторию. Потом информационное колесо покатилось дальше — к политике, грядущему футболу и ценам на нефть. Причины трагедии спустя пару дней уже ушли из топ-позиций, и про смерти забыли. Думать про плохое не хочется. Тем более если опасность реальна для каждого из нас…

К трагедии готовились давно

Город Междуреченск Кемеровской области. 2011 год. Эфир местной телекомпании «Квант». Сюжет с улицы Весенней. Дом номер 16. Жильцы пятиэтажки возмущены шумным ремонтом в магазине на первом этаже. Показывают корреспондентам видео с мешками строительного мусора и кусками стен. Хозяин помещения машет на камеру рукой: «Уходите!». Архитектор города даёт интервью и возмущается: «Никаких разрешений нет! Всё – с нарушением закона!».  Владелец магазина продолжает снос несущих  стен и перегородок. Диктор вешает в воздух вопрос: «Есть ли опасность?!»

Ответ приходит 31 мая 2016 года в 17 часов 23 минуты. На кадрах видеорегистратора четыре этажа над магазином складываются как фанерные. Два трупа. Через пару дней губернатор Кемеровской области Аман Тулеев приказывает оставшихся жителей выселить, дом снести. Следственный комитет РФ устанавливает возможную причину – «ослабление несущих конструкций здания». Предприниматель, сдававший в аренду магазин, арестован, его обвиняют в нарушении правил безопасности при проведении строительных работ.   Но настоящим убийцей в глазах общественности выглядит местная власть, которая знала, но ничего не сделала.

Хроника пикирующих подъездов

30 января 2011 года на проспекте Ленина в Ярославле обрушились несущие конструкции жилого дома. Пострадали 18 квартир второго подъезда. Семь – разрушены полностью. Под завалами погибла 85-летняя женщина. Из здания эвакуировано 150 человек. За месяц до этого жители жаловались в прокуратуру на соседа со второго этажа. Бизнесмен делал ремонт офиса. После разбора завалов следствие установило – снёс две несущие стены.

23 августа 2011 года. В центре Владивостока падает стена пятиэтажки. Пострадавших нет. Мэр города заявил: «То что, что часть дома рухнула, связано с неправильной эксплуатацией дома — некогда кто-то снес несущие стены при перепланировке». Этого «кого-то» не нашли.

1 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге обрушились все перекрытия дома с первого по восьмой этажи. На первом располагались магазины и офисы. Бизнесмены всего лишь вытащили из несущей стены старые сейфы. Дом рухнул.

10 июня 2012 года в Луцке под завалами обвалившейся пятиэтажки погибли два человека. Эксперты утверждают,  что дом разрушился из-за сломанной несущей стены на первом этаже.

10 июня 2012 года, Луцк.
10 июня 2012 года, Луцк.

Этот список трагедий – неполный и, к сожалению, пополняется. Очевидная мысль – «несущие стены трогать нельзя!» — посещает далеко не каждого.

«Наша цель – сохранить свои жизни»

Сочи. Улица Макаренко, дом номер 11. На первом этаже жилой пятиэтажки – банк, магазин одежды, офис сотовой компании и вакантное для арендаторов помещение. Все эти площади (около 800 квадратных метров) принадлежат гражданке Багдасарян. Она сдаёт их в аренду. Жильцы не то чтобы против – ну, повезло человеку, смог получить в своё время доходные метры.  Что ж завидовать-то? Стоимость аренды одного квадратного метра в этом районе от 1 000 рублей в месяц? В год выходит под 10 миллионов? Жильцы чужие деньги не считают, просто вот уже несколько последних лет опасаются за свою жизнь. Беспокойный сосед снизу затеял перепланировку.

— В 2011 и 2012 году был ремонт. Я живу как раз над ними. На втором этаже это очень сильно ощущалось, потому что долбили так, что я думала, что они уже ко мне пройдут! Что там происходило, я не знаю. Все соседи говорили, что такое ощущение, что там все стены снесены! Где-то полгода или год постоянно мы слышали, что сносились стены. Это не просто был ремонт, а серьёзная перепланировка. Звук отбойного молотка доходил до пятого этажа! — рассказывает жилец квартиры на  втором этаже Юлия Тумасян.

Юлия Тумасян.
Юлия Тумасян.

Через какое-то время в «перепланированном» помещении расположился банк. Если зайти в него и прикинуть технический план здания к реальной картине, не покидает стойкое ощущение, что фронтальная несущая стена сохранилась не полностью. Уж больно велики в ней проёмы. Скажем больше – проёмы эти в процентном отношении к оставшейся стене занимают львиную долю.

Я, конечно, не специалист, но, сравнивая с первоначальным планом дома, мне кажется, что несущие конструкции были нарушены. Это была цельная стена, а сейчас это огромное пространство банка, которое не поддерживается ни колоннами, ничем, — высказывает осторожные опасения жительница дома номер 11 по улице Макаренко Юлия Смагина.

Опасения эти настолько сильны, что Юлия Смагина обратилась с заявлением в городскую прокуратуру: «У жильцов дома есть все основания полагать, что в результате перепланировки были затронуты и несущие конструкции здания. Так, в помещении Сбербанка отсутствует значительная часть стены, обозначенная в техпаспорте… Предположения жильцов дома 11 по улице Макаренко подкреплены и результатом независимой экспертизы. Согласно ее результатам, в нежилых помещениях первого этажа № 36, 36’, 36’’, 36’’’ выполнена перепланировка и реконструкция, фактическая конфигурация помещений не соответствует конфигурации помещений, указанной в инвентарном деле № 4407 (г. Сочи, ул. Макаренко, д. 11). Таким образом, нарушена целостность многоквартирного жилого дома…».

Чего уж скрывать? Масла в огонь страха подлили новостные сюжеты федеральных каналов. Видео момента падения подъезда в Междуреченске и сообщения о погибших стали катализатором жалобы сочинцев в прокуратуру.

«Недавняя трагедия в Кемеровской области ярко продемонстрировала, какими ужасающими могут быть последствия незаконной реконструкции, перепланировки и переустройства помещений в многоквартирных домах, а также полное игнорирование строительных норм и правил. Жители нашего дома не хотели бы повторить судьбу печально известного жилья, наша цель — сохранить свои жизни и имущество», — объясняет прокурору заявитель и просит провести проверку. А вот с проверкой помещений на Макаренко,11 уже долгое время происходят странные вещи…

«Иди ты куда подальше!»

Именно так в Сочи реагируют на законные требования представителей администрации. Не всегда. Наверное. Но в нашем случае – именно так. Начальник отдела муниципального жилищного контроля администрации Центрального района города Сочи Артём Истратов получил в работу коллективную жалобу от жильцов Макаренко, 11. Начал разыскивать владельца помещений.

Я не знаю, что там за такой крутой парень, потому что когда я ему первый раз позвонил по телефону и сказал: «вот у меня есть жалоба», — я тогда ещё не знал, кто там собственник –просто мне дали его телефон, он мне сказал: «Вас это не касается, идите куда подальше все!». Не знаю, кто там этот парень, я делаю всё в порядке закона… Как мне сказали, Валерий, то ли сын гражданки Багдасарян, по-моему, он её сын и он всем этим делом занимается. Но, судя по копиям свидетельства о праве собственности, все эти помещения оформлены на гражданку Багдасарян, — рассказывает Артём Истратов.

222_IGP8519Представитель жилконтроля по-хорошему «упёрся» и отправил юридической владелице «беспокойных» помещений официальный вызов на обследование нежилого объекта недвижимости. В назначенный день и час Артём Истратов вместе с полицией и представителями управляющей компании «Гарант» не дождался свидания с гражданкой  Багдасарян, о чём составил соответствующий акт и написал протокол о воспрепятствовании деятельности должностного лица. Отправил протокол в суд. Такая юридическая «кадриль» вполне оправдана. Дело в том, что он как официальное лицо зайти в помещение для осмотра не может, даже в общедоступный всем банк. А если и зайдёт, то выводы такой комиссии «крутой парень» со своими адвокатами разобьёт в пух и прах. Закон гласит, что обследование помещения – только в присутствии собственника! А его-то как раз жильцы дома ни разу и не видели. И на письма из администрации гражданка Багдасарян не реагирует. Вот и ждёт Артём Истратов решения суда. Он оштрафует нарушителя за «воспрепятствование» на 500 рублей, и только тогда представитель жилконтроля теоретически (!) сможет попасть в помещение.

Я получу решение суда и сразу же подаю документы в суд на принудительное обследование. И с полицией и с управляющей компанией туда зайду и конкретно буду смотреть по техническому паспорту — что там сломано, что там не сломано, — описывает законный путь решения проблемы Артём Истратов.

Жильцы искренне надеются, что за это время дом не рухнет. Пока въедливый представитель районного жилконтроля вникал в проблему Макаренко 11, выяснился ряд интересных подробностей.

 «Типа, нормальный парень…»

— Дело в том, что уже несколько месяцев назад у нас на первом этаже нашего дома начались масштабные работы. Что там происходило, мы узнать не могли, управляющая компания была не в курсе. Туда никого не пускали, там были занавешены окна. Ночью жители видели, как вывозили оттуда строительный мусор. У меня маленький ребёнок, там очень сильный шум, долбят стены. Два раза я вызывала милицию, потому что работы производили и в выходные дни тоже. Приезжал участковый, забирали бригады этих рабочих, я так поняла, что они там незаконно были. Работы прекращались, но через какое-то время возобновлялись, — рассказывает Юлия Смагина.

Ну, а раз приезжала полиция, то это служит косвенным подтверждением, что перепланировка таки идёт! Именно так подумал начальник отдела муниципального жилконтроля и обратился к этим самым полицейским.

— Я звонил в полицию неоднократно,  говорил: дайте мне, пожалуйста, бумаги – ваши акты, заключения о том, что вы выезжали, забирали рабочих для выяснения их личности, о том, что там действительно есть ремонт. Полиция мне говорит: «Созвонись с этим Валерой. Он, типа, нормальный парень,— делится впечатлениями Артём Истратов.

Что было во время звонка, вы помните – «Идите куда подальше!». Обращался Истратов и в управляющую компанию, там Валерия Багдасаряна тоже знают: «Я спрашивал в управляющей компании – «А почему вы не судитесь? Ведь там есть факт незаконного подключения сетей водоснабжения! А в управляющей компании говорят: «А мы не хотим с ним связываться».

Всё. Картина, как говорится, маслом. Сочинский пейзаж! Полицейские советуют урегулировать вопрос с «нормальным парнем». Управляющая компания, которая по сути своей должна сама разбираться с незаконным подключением к воде и самовольной перепланировкой, не хочет с этим связываться. Представитель администрации не может даже попасть в помещение, а жильцы платят за перерасход воды, прислушиваются к грохоту перфораторов, молятся и пишут прокурору. Сто против одного, что картина не изменится. Или прокуратура добавит красок в пейзаж?

Послесловие

Закон за самовольную, но простую перепланировку помещений накажет не сильно. КоАП в статье 7.21 предусматривает за это штраф до 2,5 тысячи рублей. За перегородку ванной комнаты с туалетом – вполне божеская цена. Но если вы покусились на несущую стену, то закон взглянет строже. Вы не поверите, но одного москвича таки выселили из его собственной квартиры за «смелое» дизайнерское решение. В своей трёшке на Бирюлёвской улице он прорубил в несущей стене арочный проём. Соседи заметили в куче строительного мусора во дворе куски железобетонных конструкций и забили тревогу. Мосжилинспекцию хозяин в квартиру не пускал, нарвался на судебное разбирательство, и суд (впервые в России!) вынес решение выселить семью. Квартиру выставят на торги, деньги от продажи получит прежний хозяин, а новый собственник устранит нарушения. Такая вот редкая, но поучительная история. История ещё и вполне себе нестрашная.

А вот деяния товарищей, которые затеяли эксперименты с несущими стенами и в итоге нечаянно под завалами похоронили людей, называются уже преступными, и ответственность за это – уголовная. Но это только если несущую стену «подгрызть» настолько серьёзно, что дом рухнет. В Междуреченске, Ярославле, Петербурге и Владивостоке это получилось. В Сочи, наверное, вряд ли. Ребята здесь — «типа нормальные».