Сель сошел не мгновенно. Начался днем 5 января и напирал до глубокой ночи. Трещали и ломались стены барака. Земля продавила крышу. Грязь через окна заливала комнаты. Люди не пострадали, если не считать страданием душевные травмы, хлопотные поиски нового жилья, имущества, денег.
Новость облетела Интернет. Активизировались эксперты по электрике, особенно не видевшие места происшествия. Главное — быть подкованным в теории и знать профессиональный жаргон. Он впечатляет и действует на читателя убедительно. На fedpress.ru знаток из Новосибирска, гендиректор строительной компании, расставила «пикет в пикет» старые и новые опоры, чем «полностью исключила возможность возникновения оползня из-за работ по реконструкции линии электропередачи».
«Кубаньэнерго» клянется, что «все строительные работы проводились в строгом соответствии с проектными решениями, которые прошли государственную экспертизу».
Однако стоит любому обычному гражданину, можно без образования, выйти из виртуальности в реальность, подняться на трассу ЛЭП, постоять на провалившейся в свежий обрыв технологической дороге, посмотреть на пни вокруг — и станет понятно, что не могут энергетики быть ни при чем.
— Я бы хотел посмотреть в лицо инженеру «Кубаньэнерго», который писал в Интернете, что прокладка ЛЭП не повлияла на сход селя. Они вырубили просеку 30 метров. Там трейлеры двигались в обе стороны: ширина позволяла разъехаться. А до того стояли вековые буки. Старая ЛЭП была проведена еще в 1960-е годы и давно густо поросла лесом, — говорит Николай Софянов.
Софянов жил в бараке с семьей: жена, две малолетние дочери, тесть и теща. Пару лет назад сделал ремонт. Кредит до сих пор выплачивает. Тренер по борьбе Николай, естественно, мечтает о сыне и место жительства обустраивал капитально. В частности, забетонировал в грунт толстые трубы, когда делал пристройку. Отчасти они остановили оползень и защитили от разрушения здание, стоящее ниже барака. Сам барак построен на бетонных плитах, без заглубленного фундамента.
Он больше не будет пригоден для жилья. Люди расселились по родным и знакомым. Время от времени приезжают забрать не отнятое селем имущество. Пенсионерка Лидия Павленко приютилась в санатории «Кудепста». Ее дочь Ирина и двое внуков живут у знакомых.
— Мы с детства жили в этом бараке. У наших родителей были многодетные семьи. Мы тоже хотим по два-три ребенка. Но как быть, когда творится такой беспредел! — говорит еще один житель барака Зураб Гегенава.
Причины беспредела в преследовании сильными мира, а «Кубаньэнерго» из их числа, своих целей при халатном отношении к побочным эффектам. Олимпийские стройки приучили к штурмовщине, халатности, безнаказанности. Именно в таком стиле возводилась перед Олимпиадой ЛЭП над Кудепстой.
Семья Кривошеиных живет в частном доме у подошвы горы, рядом с электроподстанцией «Кудепста». Вспоминают, что 60 лет назад, когда проводили старую ЛЭП, была выполнена дренажная система отвода паводков. Канаву регулярно чистили, склон порос лесом, но и тогда был оползневым. Кривошеины вбивали в грунт стальные трубы, чтобы вручную остановить оползень.
Хрупкое равновесие горы было грубо нарушено в начале 2013 года. Мощные скреперы валили деревья, скальпировали и подрезали склон. Строители оставили после себя завалы срубленного леса. Бетонные стенки дренажной канавы сделали тонко, гора быстро их раздавила. В дом Кривошеиных ударила прикатившаяся со стройки глыба. Упавшее дерево пробило крышу. Энергетики изначально открещивались от всякой ответственности за происходящее. В итоге, оползень расширяется в сторону подстанции «Кудепста», питающей поселок электричеством.
Сам по себе оползень не стабилизируется. Гора будет и дальше отваливаться на Кудепсту. После схода селя на жилой барак сотрудники МЧС провели замеры подвижного грунта: длина 40 метров, ширина 15 метров, толщина 1,5 метра. Спустя неделю замеры сделали эксперты «Кубаньгеологии». За короткий срок оползень увеличился вдвое: длина 80 метров, ширина 50 метров, мощность не менее 7 метров. После первого схода селя склон продолжил отслаиваться. Сегодня сами опоры новой ЛЭП недалеко от обрыва. Экспертное заключение «Кубаньгеологии» однозначно, как судебный вердикт:
«Причиной оползня является грубое нарушение правил ведения строительно-монтажных работ организацией «Кубаньэнерго» при прокладке ЛЭП, пригруз неустойчивого в оползневом отношении склона массивом насыпных грунтов, сброшенных в низовой откос технологической дороги, что категорически запрещено (СНиП 2.01-15-90)…
Таким образом, между активизацией оползня, разрушившего дом № 41в, и строительством опор ЛЭП «Кубаньэнерго» прямая причинно-следственная связь, так как строители грубо нарушили правила ведения земляных работ на оползневом склоне.
Дальнейшее проживание всех семей в доме № 41в по улице Искра является невозможным, это грозит их здоровью и жизни».
Чтобы провести эту экспертизу, жильцы барака собрали 20 тысяч рублей. Сами отнесли заключение в Хостинскую администрацию. Там обещали написать обращение в прокуратуру. Спасибо, не попросили у пострадавших денег на такси доехать до прокуратуры.
Качество документов, изготовляемых муниципалитетом по долгу службы, без денежной помощи населения, видно по заключению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Документ подписан ее председателем Анатолием Пахомовым. Готовил его, конечно, не сам всенародно избранный мэр, а специалисты, подобранные им назначенными людьми. И эти специалисты, в частности, пишут:
«Балансодержателю дома №41 по улице Искра организовать подготовку проектно-сметной документации и проведение аварийно-восстановительных работ, а также дополнительного комплекса инженерной защиты территории».
Квартиры в бараке не приватизированы. «Балансодержатель» дома давно обанкротился.
Изначально ведомственный барак 1972 года постройки принадлежал СУ-893. После социализма строительное управление реорганизовалось в «Юждорстрой». Около десяти лет назад исчез и он. Таким образом, восстановление жилья, постройка подпорных стенок, дренажной системы поручены никому. Никто, конечно, не откажется, но и ничего не сделает. На живое и упрямое «Кубаньэнерго» ответственность возложить труднее, чем на покойное СУ.
За большие заслуги перед олимпийским городом Сочи, энергетики поставили себе памятник у офиса «Кубаньэнерго». А памятник жертвам энергетиков стоит в Кудепсте, в виде нежилого барака. Летние дачи выше по склону сель стер без следа.