«Сочиводоканал» и мэрия города нашли и наказали «виновницу» загрязнения моря. 82-летней Маргарите Варельджян, живущей в половине частного дома на улице Виноградной, отключили воду. Чтобы женщина не оказала сопротивления, к ней на дом прибыл сводный отряд администрации, полиции, телевидения и сантехников. Мэрия обещает продолжить акции устрашения тех, кого не боится.
Дом 153 по Виноградной улице, ставший мишенью медийно-полицейской операции, стоит в окружении других небольших домов частного сектора. Даже подъезда к дому нет. Только ступеньки. Склон горы вокруг застроен старыми и новыми, большими и малыми зданиями. Здесь же брошенные стройплощадки, их котлованы и фундаменты затоплены осадками и стоками. В стороне от дома 153 по дороге течет хозфекальный ручей. Почему-то его источник не перекрыли…
Ситуация в целом «аховая», как видит око и чует нос любого прохожего. Чтобы выбрать в ней «самых виноватых», надо быть чиновником администрации или специалистом «Водоканала».
Поскольку возраст Маргариты Варельджян не позволяет ей самой обивать пороги кабинетов, в контору «Водоканала» ходил ее сосед Альберт Багарян. Там ему и сказали, что их дом попал в «черный список».
Жильцы возмутились, почему их заранее не предупредили об отключении. Но нельзя было предупреждать, потому что они попытались бы отвести беду. А если бы у них получилось, то сорвалась бы операция по перекрытию крана. И не было бы ее устрашающего показа по телевизору. И как бы тогда замглавы города Евгений Горлов отчитался перед главой о зачистке Сочи от фекалий? Телевизионная трансляция – отчет о работе.
Кампания мэра против собственных избирателей, как и кампания «Водоканала» против абонентов, выходит за рамки правового поля.
Водоканальские уведомления и предписания, врученные абоненту задним числом, пахнут самодеятельностью и превышением полномочий. С помощью администрации города, полиции и государственного телевидения пытаются нагнать страху на граждан. Богатых не трогают, потому что они менее пугливы и могут обратиться к юристу. А юрист найдет в действиях «Водоканала» несоответствия букве федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Право гражданина на ЛОС или, как говорят в обиходе, «септик», закон предусматривает.
Согласно строительным нормам и правилам Госстроя РФ, «для удаления сточных вод должна быть предусмотрена система канализации – централизованная, локальная или индивидуальная, в том числе выгребная, поглощающая или с индивидуальной санитарной биообработкой».
По-своему предусмотрительный «Сочиводоканал» решил сам сделать выбор системы канализации и навязать его абоненту. Вот как описывает свои водоканальские мытарства Альберт Багарян:
— Я спросил: как быть, чтобы хоть временно включили воду? Они сказали: через 2-3 недели после запроса вам выдадут техусловия на подключение канализации, и только после этого подключения включат воду… Это сколько времени пройдет! И это денег стоит. Тут не рядом, метров 200 до канализационного коллектора. Техусловия, проект, работа… Это займет не месяц и не два. Затянется, а как без воды?
— Я сказал им: можем мы установить «септик»? На что все они ответили: нельзя. Как нельзя! Это право любого иметь свою частную канализацию. Получается, они принуждают нас подключаться к их канализации, чтобы мы платили им деньги, — рассказал собеседник «Сочинских новостей.рф».
Улица Виноградная и весь микрорайон Бочаров ручей — окрестности путинской резиденции. Тут не может дурно пахнуть. Поэтому «Водоканал» по олимпийской программе построил систему канализации. Олимпийские деньги кончились. Остается блефовать, чтобы привлечь (в смысле отнять) деньги абонентов.
«Водоканал» пытается взвалить на граждан, в том числе на женщину 82 лет, прокладку нескольких сот метров трубы от дома до центрального коллектора. А потом брать с пенсионерки абонентскую плату за транспортировку стоков по ее же трубе, поскольку физическому лицу практически невозможно оформить трубу в собственность и сдать в аренду «Водоканалу», чтобы он платил.
Борьба за чистоту Сочи перенеслась в виртуальное пространство. В реальности мэрия и «Водоканал» не могут одолеть гидру незаконных стоков.
Но одно дело – картинка, а иное – явь. И как в высоких кабинетах довольно картинки чистоты, так люди по месту жительства вынуждены терпеть виды и запахи яви. С побережья Большого Сочи в море продолжают литься фекалии и нефтепродукты, их обильность зависит от сезона года и от района города. Жилые высотки и автомойки сбрасывают неочищенные стоки в ливневую канализацию и на рельеф. Добавляют в море и недоделанные очистные сооружения.
Виноградную и в нынешнем состоянии можно считать стерильной, по сравнению с главной улицей Адлера – улицей Ленина. Мало кто так страдает, как ее жители. Может, это месть. Ленин обещал при коммунизме уборные из золота. За это злопамятный адлерский капитализм оставил жителей улицы Ленина вообще без уборных. То есть фекалии никуда не убираются, а текут вдоль по улице. Среди местного населения они уже вошли в речевой обиход как «наружные фекалии». Этот термин «Водоканалу» пора ввести в свою документацию, чтобы со временем официально признать улицы курорта канализационными коллекторами или лотками. Фактически первые шаги на этом пути уже делаются. Вот недавно жителям семиэтажного дома 2566 по улице Ленина на четверо суток отключили воду. И раньше отключали. Как думаете, за что? За недовольство отсутствием канализации в других домах.
— Были обещания, что наружные фекалии отведутся куда-то. Никуда они не отвелись. Стоки домов частного сектора омывают наш дом со всех сторон. Если мы жаловались Пахомову или еще куда, нам сразу отрубали воду. Говорили, что не надо было писать и жаловаться. Как лето, комары нас съедают. Окна мы должны держать закрытыми. Летом вонь ужасная, дышать невозможно, здесь просто река бежит… В нашем доме есть канализация. У нас есть техусловия. Старые, но есть. Когда тут перед Олимпиадой вели электричество, все перекопали, наши все колодцы зарыли. Сейчас мы все это должны устанавливать через суд. Везде препоны и проблемы. А основная проблема не решается! Тонем, извините за выражение…— говорит жительница улицы Ленина Роза Карпенко.
В старые годы при всех несовершенствах системы водоотведения курорт не имел привычки ходить под себя. Во дворах копали ямы под туалеты, их содержимое зимой выгребали в огород для удобрения почвы. А та вода, которой люди мылись, мыли посуду и дом, грязная вода без фекального запаха, стекала в ливневую канализацию. Нет сомнения, что те народные способы удобрения земли и отведения воды загрязняли море неизмеримо меньше, чем оно загрязняется сейчас.
Но в 2000-х годах в Сочи начался строительный бум, все пошло кувырком, застройщики стали соревноваться, кто больше денег сэкономит на канализации, кто ловчее врежется в ливневку. Существующая система безобразного водоотведения сложилась отчасти стихийно, но все же ее главными архитекторами надо признать «Сочиводоканал» и администрацию города.
Они переложили ответственность на плечи Маргариты Варельджян и пытаются за ее счет проложить трубу, чтобы «Водоканал» на этой трубе зарабатывал.