Люди с хорошей памятью, возможно, не забыли, что в прошлом году местные власти обещали газифицировать более 30 населенных пунктов (почти все – в Адлерском районе). Такие обещания, например, часто и густо раздавались перед выборами мэра Сочи. После сентября, когда выборы прошли, тема сама собой заглохла. Понятно почему: хвастаться было нечем. Газ пришел только к жителям поселка Мирный. И то потому, что здешние обитатели настойчиво этого добивались, в том числе – и разными акциями. Грозились и масштабными митингами. Власть пошла на переговоры с местными активистами и попросила не митинговать перед выборами. Взамен обещали решить проблемы поселка. Действительно, часть из них решили. Но жители других населенных пунктов, которые никак себя не проявили, так и остались с носом: 2014 год, когда их обещали подключить к «трубе», успешно прошел. И первый квартал 2015-го уже прошел. Никто и не почесался.

Даже в «олимпийском горном кластере», который вообще-то должен был быть с газом еще до Игр, как и все села и поселки в окружности 50 километров (требование Международного олимпийского комитета), никаких особых перемен нет.

Вот многострадальная Кепша. Тут чего только не было, включая оползни, которые рвут коммуникации. Недавно здесь и новенькую магистральную газовую трубу порвало. Но на местных жителях это никак не сказалось: газа в поселке как не было, так и нет.

Теперь нам говорят так: в поселке нет воды, а раз нет воды, то и о подключении газа говорить нечего, — рассказывает местная жительница Надежда Петровна. – А предложения были от разных фирм подключить нас к газу. Мы сказали: давайте общее собрание проведем, по домам пройдемся, условия подключения обговорим. Но никто этим заниматься не хочет почему-то. Зато цену подключения называют сразу: в среднем 250 тысяч на семью. А кто за все будет отвечать, кто будет эксплуатировать – не говорят. Честно говоря, мало кто тут готов такую сумму выложить. А мэр Пахомов, когда в поселок приезжал, обещал, что по самым низким ценам нас подключат.

Подготовительные работы, как говорят местные, здесь вообще-то шли, но уже довольно давно.

После Олимпиады где-то месяца два прокачивали газопровод, — говорит житель Кепши Вячеслав Гриднев. – Из труб шла вода. Похоже, некачественно работы сделаны были, потому что тут и компания какая-то непрофильная работала, не газовая. Продували, дырки заваривали… Потом опять пошли обещания: газ будет скоро. Вот по сей день ждем. А вообще, чем такие деньги платить, какие просят, проще газовые баллоны заправлять. Двести тысяч рублей и больше – это не 25 тысяч, о которых нам поначалу рассказывали, еще до Олимпиады.

Хорошо, это Кепша. Но, может, на Красной Поляне и в Эсто-Садке, в самом эпицентре горного олимпийского кластера, прошла тотальная газификация, но власти по скромности об этом умолчали?

Обследуем район резервного водохранилища Краснополянской ТЭС. Здесь полно частных домов. И газовая труба видна. Вот один дом вроде даже подключен. Жалко хозяев нет, спросить не у кого.

Идем вдоль всей улицы. Находим еще один подключенный к трубе дом. Их, получается, на всю улицу только два. Странно. Другим не надо что ли?

А вот и хозяин. В процессе беседы становится ясно, почему его дом подключен. Алексей (так он представился, фамилию и должность называть не стал) – сотрудник Сочигоргаза. А в другом доме, тоже подключенном, живет человек, сын которого, как говорят местные, какой-то там большой начальник в спецслужбах.

Алексей уверяет, что никаких проблем подключиться нет. На вопрос, в какую сумму ему это обошлось самому, однако, не отвечает.

Заглянули на соседние улицы, ближе к вертодрому. Подключенных домов тут тоже единицы. Большинство жителей говорят, что у них лично возможности нет – слишком дорого.

А в Эсто-Садке, особенно в той части поселка, которая находится вблизи олимпийского трамплинного комплекса, никаких подключенных домов нет вообще.

Никто нам ничего не предлагает даже, — рассказывает местная жительница Анна Замаускас. – А без газа здесь, в горах, плохо. Надо дрова заготавливать для отопления. Это большие расходы, потому что холодно, и зима длинней, чем «внизу». На кухню возим газ в баллонах.

Между тем, газовая труба здесь тоже имеется. Из земли даже торчат отводы с вентилями. Некоторые  расположены прямо у домов.

У нас здесь тридцать домовладений, — говорит квартальный староста улиц Омеловая и Дубравная Виталий Тобиас. – К газу ни один пока не подключен. Но если реально рассуждать… Вот если скажут: газ в трубе есть… То только шестая часть жителей готова будет подключиться. Потому что денег таких, какие просят, у людей нет. Тут и стариков еще немало – откуда у них деньги? Это я по своему личному опросу знаю.

В других частях горного кластера картина примерно такая же. Впрочем, как и в большинстве сел Адлерского района, куда газовую трубу провели, но никто ей пока не пользуется. Кое-где присутствуют какие-то газовые фирмы, которые пока занимаются сбором заявок на подключение. Причем, в некоторых местах этот сбор идет уже не первый год.

Между тем, газификацию сочинских сел и поселков должны были реализовать еще в рамках краевой целевой программы. До Олимпиады. А выполнять программу должно было региональное Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса. На ее реализацию в свое время было выделено 2 миллиарда рублей. Причем речь тогда шла о подключении по неким «социальным» тарифам.

О них теперь даже не вспоминают.

Кстати, в период предвыборной кампании, то есть в июле-сентябре 2014 года, звучали еще обещания в первую очередь подключить к газу населенные пункты Нижнешиловского и Веселовского сельских округов, жилой сектор совхоза «Россия», улицы в Хостинском и Лазаревском районах. Ну, а про тридцать с лишим сел только в Адлерском районе уже упоминалось.

Однако в свое время на запрос «Сочинских новостей.рф», направленный в мэрию, был получен ответ, что вся эта газовая тема находится в компетенции краевых структур и компаний. И мэрия ни за что в этом секторе не отвечает.

Очень странно. Не отвечает, но избранный мэр обещания раздавал направо и налево. Получается, обещал то, на что повлиять не может. И никто ведь за язык не тянул, не так ли?

Это просто счастье, что у нас избиратели такие беспамятливые.

Итак, вот основные итоги газификации сочинских предместий: обязательства города по олимпийской Заявочной книге не выполнены, краевая целевая программа по Сочи – тоже. Осталось невыполненным поручение президента РФ (тогда еще – Медведева), данное губернатору Краснодарского края Ткачеву в 2011 году. В общем, «социальная газификация» сел в провале.

Плохо идет она и на коммерческой основе. Тут вообще ситуация какая-то противоестественная. Есть продавец, который вроде бы должен предлагать товар (в данном случае – подключения) и расширять число клиентов. Но этого не происходит.

Есть покупатель (местные жители), которые заинтересованы в улучшении уровня жизни за счет подключения к газовой трубе. Но он тоже пребывает в пассивном ожидании.

Никто не бежит навстречу друг другу.

А трубы лежат в земле. В некоторых местах – уже четыре года.

Абсурд какой-то.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь