Галина Золина, наряду с губернатором Ткачевым 15 лет была "лицом" Краснодарского края. Фото Владимира Аносова ("Российская газета")

Смена руководства Краснодарского края дает «пищу» и федеральным, и местным СМИ. Еще бы: каждую неделю – новые отставки, а то и отстранения от должности. Врио губернатора Кондратьев «сливает» прежнюю ткачевскую команду. Процесс вообще-то закономерный: каждый начальник подбирает знакомые ему кадры. И лояльные. Ну и еще берет тех, кого сверху присоветуют. Как же без этого? На то она и управляемая демократия. Политологи предрекают: команда Вениамина Кондратьева будет более деловитой, но менее харизматичной. Таков сам новый «почти губернатор». А еще говорят, что он непременно победит на выборах главы региона, которые запланированы на сентябрь. Причем сразу, в один тур.

Про Ткачева и его уход мы писали уже достаточно. Теперь хорошо бы разобраться с некоторыми его замами, а заодно и с теми, кто пришел им на замену.

Из всех отправленных в отставку вице-губернаторов самой «долгоиграющей» была, конечно, Галина Золина. Она появилась в правящей верхушке региона вместе с Ткачевым. То есть – 15 лет назад. Поначалу занимала разные должности, так или иначе связанные с пиаром губернатора, а в 2005 году была назначена заместителем губернатора по вопросам социального развития. На этом посту и доработала до конца прошлого месяца.

В этом кресле Золина была в крае человеком более чем известным. Потому что всегда «висела» над СМИ, и журналисты тоже много о ней судачили. Еще будучи куратором «отрасли», работая советником Ткачева на заре его губернаторства, Галина Дмитриевна лично объехала все города и веси региона, где что-то печаталось или выдавалось в эфир. Целью ее было не только прощупать настроения, но и склонить СМИ к сотрудничеству с краевой властью.

Пишущий все это, будучи тогда федеральным собкором, тоже попал в оборот.

Часа два без лишних ушей (шофер не в счет) Золина рассказывала, что за чудо-богатырь А.Н. Ткачев. И его не просто уважать, его любить надо. Потому что другого такого губернатора на всем свете не сыщешь. Параллельно было произнесено немало комплиментов в адрес собеседника, в основном – профессиональных.

Когда пишущий все это сказал, что ему по работе не положено сотрудничать с властями, он должен держать дистанцию и т.д. и т.п., да ему и самому это не по душе, Галина Дмитриевна выразила надежду, что общий язык все же когда-нибудь будет найден. Тем более, что это будет полезно и выгодно во всех отношениях. На том и расстались. Последующие контакты проходили на уровне «здрасьте – здрасьте». Ну еще был период, когда ей кое-что не понравилось в материалах собкора, и он попал в негласный «список Золиной». Это означало: никуда не приглашать.

Один раз (по незнанию) все же пригласили. На открытие центра содержания нелегальных мигрантов у КПП «Псоу». Открывал Ткачев. Золина отловила ответственную за журналистский пул и погневалась. Как рассказала потом пострадавшая, Галина Дмитриевна грозно поинтересовалась: «А этого кто позвал?», — и устроила подчиненной взбучку.

Один очень молодой, но уже очень ушлый собкор федерального канала, который был «в теме», стал по-дружески так учить пишущего все это:

— Вот ты это зря. Она тетка добрая. Дружить с ней надо. И все будет хорошо.

У него и вправду скоро все сделалось хорошо. Как и у многих других. Не раз потом приходилось видеть эти сердечные объятия разных журналистов, телеведущих и пр. с вице-губернатором Галиной Дмитриевной.

Но «добрая тетка» могла быть и «неистовой Пассионарией». Почти как Долорес Ибаррури.

Как-то одна коллега, тоже из «федералов», стала свидетельницей такой сцены. Было это лет так 10 назад или чуть больше. В некой станице шел митинг с явно антиткачевским уклоном. Туда прибыла Золина.

— Она просто бросалась на митингующих, рвала транспаранты, даже вцепилась в кого-то, —рассказывала коллега. – При этом кричала так, что хоть святых выноси.

 Не верить этой журналистке тому, кто это пишет, оснований нет. Она не врущая и надежная.

Теперь понятно, почему Галина Дмитриевна отсидела подле Ткачева от звонка до звонка, дольше всех? Беззаветная личная преданность, вот как это называется. И было логично, что она отчалила из краевой администрации сразу после перемещения патрона.

Почти также был близок к Ткачеву и Мурат Ахеджак. И тоже был устойчив в своих начальственных позициях. Возможно, он досидел бы и до нынешних событий. Если бы дожил…

 Что сказать о других отставленных? Личных впечатлений мало. Да и в прессе ничего толком о них не писали. Незаметно как-то они поработали. Кроме тех, кто арестован. Но и они как-то так тоже незаметно к арестам пришли.

 Поэтому завершаем с ушедшими и начинаем говорить о пришедших. И дадим, наконец, слово политологу.

 Вот первый вопрос: новая метла уже метет? Грядут радикальные перемены?

 — Нечего бурного и радикального не происходит. Пока меняется только верхний эшелон, тот эшелон, который вокруг нынешнего временно исполняющего обязанности губернатора Вениамина Кондратьева, — считает президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. – И ничего удивительного нет, когда увольняют Вадима Лукоянова. Человек уже несколько месяцев под следствием, сидит в СИЗО. Или взять руководителя транспортного департамента Анастаса Оркопуло. Он тоже в СИЗО. Они же не могут оттуда руководить? Тут с точки зрения логики все делается правильно.

А Гаркуша? Его за что? Советников губернатора, опять же, всех отставили, в полном составе.

 — Что касается Сергея Гаркуши, то если его сняли с должности вице-губернатора, это вовсе не означает, что он выброшен из профессии. Его могут поставить министром сельского хозяйства края, к примеру. Никаких «хвостов», по крайней мере, явных за ним не числится. А отставка советников вообще дело обычное, процедурное. Там многие давно уже ничего не советовали, просто числились, годами не бывая в самой администрации. Тем более что часть людей получили эту должность за признание каких-то их прошлых заслуг.

— Ладно, а по вновь назначенным… Они что за люди?

К назначениям, конечно, есть вопросы. Тот же Андрей Коробка, который назначен вице-губернатором, куратором сельского хозяйства. Человек совершенно случайный, не соответствующий категориям прохождения на подобные должности. То есть, попросту говоря, он не проделал должный путь по служебной лестнице. Это все равно как взять солдата и поставить его заместителем командира дивизии. Он, может, и хороший солдат, и стреляет метко, но для такой должности нужны еще знания и опыт. Возможно, Коробку поставили за какие-то иные заслуги. Я могу предположить, что он хорошо разбирается в юридических тонкостях. Этот вопрос еще не нашел своего ответа. Но обязательно найдет. Хоть и говорят обратное, но у нас пока еще достаточно открытое общество, и все становится известным какое-то время спустя.

 — А другие? Вот Анну Минькову вместо Золиной на «социалку» поставили…

— Если говорить о Миньковой – тут все понятно. Ее назначили под выборы губернатора. И все. Она — профессиональный журналист и пиарщик с большим стажем. Умеет общаться с коллегами, знает, как делаются новости и как они продвигаются. Что касается образования, соцзащиты, здравоохранения – это для нее неизведанные области, тут она «табула раза». Но это и не ее сегодняшняя забота, если говорить реально. А главная ее забота – обеспечить грамотную пиар-кампанию по выборам Кондратьева.

— Кстати, о выборах. Как они пойдут, что ожидается?

 — Кампания будет скоротечной. Если ее сравнивать со Ставропольем, где врио губернатора Владимир Владимирович Владимиров сидел в этой должности более года, то у нас в крае такое вряд ли предвидится. Кондратьев пройдет этот путь за четыре месяца и станет «полновесным» губернатором. Никаких сомнений у меня в этом нет. И 93-95 процентов голосов избирателей он наберет.

  — Но это ведь будет не новый Ткачев? Кондратьев пока был человеком незаметным. И он явно не так харизматичен.

 — У него должность была не публичная, ярко как-то проявить он себя не мог. Имущественные отношения, передача собственности из одних рук в другие – это довольно скрытая работа. Это закрытая тема, привязанная к коммерческой тайне. И еще много к чему, что напридумывали, чтобы обеспечить отсутствие информации по тому или иному делу. Помните, как долго Путин выяснял, кто же на самом деле владеет Аэрофлотом?

Но Кондратьев, он профессиональный юрист, что есть, то есть.  И в крае репутация у него, в целом, хорошая. Как человек он весьма корректный и культурный, грамотный специалист. Будучи вице-губернатором до своего московского назначения, он никогда не лез в политику, не пытался выстроить свои «сети», для того чтобы информировать губернатора нужным образом, как это делали другие «вице».

— Как Золина, например?

 — Хорошо, но это вы сказали… Однако большого контраста между Ткачевым и Кондратьевым не будет. Ткачев – он вообще такой губернаторский типаж усредненный. Тем не менее, задача поставить Кондратьеву нужный имидж будет выполнена. Все зависит от того, какой имидж для него задуман. И я думаю – не он будет его определять. А та команда политтехнологов и имиджмейкеров, которая наверняка прибыла сразу же вместе с ним из Москвы и поселилась в Краснодаре в гостинице «Интурист».

Кондратьева, конечно, заранее подобрали под эту должность. Это ведь не так все происходит, как некоторые думают. Что вот приходит Ткачев к Путину и говорит: вместо меня рекомендую Кондратьева. Нет, есть люди, которые готовят перемещения и подбирают кандидатуры. И когда это готовится, уже планируют — каким должен быть будущий губернатор. Например – более либеральным или более авторитарным. Там, в Кремле, его образ уже прорисовали. А лепить его будут здесь, на месте. И лепить будет совместная московско-краснодарская команда, в которой москвичи станут первой скрипкой. А «наши», зная менталитет региона, будут добавлять нужные штрихи. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь