Нежелательных желательно закрыть

0
479
фото 01
Фото Ольги Бесковой/Сочинские новости.рф

В субботу, 23 мая, президент РФ Владимир Путин подписал закон «о нежелательных организациях», а уже в понедельник прозвучало первое «ату!». У никому не известного дотоле депутата Госдумы от ЛДПР Виталия Золочевского возникли нехорошие подозрения и опасения в отношении сразу пяти организаций — Фонда Карнеги, Transparency International, Human Rights Watch, Amnesty International и фонда «Мемориал». В первый же рабочий день, едва закон вступил в силу, он направил в Генпрокуратуру свой депутатский запрос с просьбой проверить их «на предмет представления ими угрозы основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства», и если что – отреагировать со всей строгостью российского законодательства. В подобных случаях оно бывает, как известно, особенно строгим.

Спасать страну от чуждых и даже враждебных, по его патриотическим понятиям, элементов депутат кинулся, даже не успев – или не дав себе труда – разобраться, что две из пяти «сданных» им в прокуратуру организаций – российские, а значит, под действие нового закона не подпадают. Видимо, преамбулу – о том, что нежелательной на территории России может быть признана деятельность иностранной или международной неправительственной организации, — он пропустил, уловив главный посыл – про «угрозу основам». А дальше как обычно: предупредительный выстрел в голову с последующей проверкой документов.

Автор закона, депутат-эсер Тарнавский, комментируя порыв коллеги из ЛДПР, согласился, что теоретически любая иностранная или международная неправительственная организация может стать нежелательной, но при этом великодушно заметил: чтобы предъявить ей претензии, должно быть серьезное обоснование, а таких оснований в отношении названных организаций он не видит.

С основаниями и обоснованиями «нежелательности» пока вообще все довольно темно и зыбко. Конкретики на этот счет нет. Есть идея – и наказание. Вплоть до уголовного.

По признанию разработчиков, закон «о нежелательных организациях» стал ответом на санкции Запада в отношении России. По официальной версии – естественным и своевременным шагом государства, которое  печется о своей безопасности и защите конституционного строя. В мире неспокойно, кругом враги, сложная геополитическая обстановка обязывает рыть новые окопы, возводить надолбы, выставлять дозоры и проявлять бдительность.

— Через НКО расшатываются устои того или иного государства, идет вмешательство в суверенные дела государств, нарушается конституционный строй, совершаются государственные перевороты. Каждое государство должно иметь возможность законно, законодательно защищать свое конституционное устройство и интересы своей безопасности, —  твердо заявила Валентина Матвиенко, председатель Совета федерации.

До конца одолеть зловредные НКО принятым в 2012 году специально про них законом об иностранных агентах, с помощью которого власти заклеймили и извели уже десятки независимых организаций, — пока не удалось. Затеялись с новым.

У Совета по правам человека и других экспертов было много вопросов к «нежелательному» законопроекту, однако он легко прошел все три чтения в Думе, получил одобрение Совета Федерации  и благословение президента. Без проволочек: «Отечество в опасности! И депутатам виднее, откуда она исходит».

Новоиспеченный закон дает властям право запрещать деятельность «нежелательных» иностранных организаций на территории России. Желательны они или нежелательны, решает Генеральный прокурор или его заместители по согласованию с МИДом и правоохранительными органами, список нежелательных будет публиковаться на сайте Минюста. Счета организаций, попавших в этот список, будут заморожены, а их отделения в России  – закрыты. Запрещается и распространение их материалов, в том числе через СМИ и интернет. А кто распространяет – тот соучастник, и по нему сразу два кодекса плачут – Административный и Уголовный.

За деятельность «нежелательных» организаций и участие в ней предусмотрена административная и уголовная ответственность. Как следует из опубликованного на сайте правовой информации указа президента РФ, в Административный кодекс предусмотрительно внесена статья 20.33 «Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации», по которой физическим лицам грозит от 5 до 15 тысяч рублей штрафа,  должностным лицам — от 20 до 50 тысяч, юридическим – от 50 до 100 тысяч рублей.

За неоднократное административное ослушание наступает уголовная ответственность – по новой статье 285.1 УК РФ с длинным названием: «Руководство деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации либо участие, совершенные лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года». Статья предполагает штраф от 300 до 500 тысяч рублей либо в размере дохода осужденного за период от двух до трех лет, обязательные или принудительные работы (до 360 часов) или от двух до шести лет лишения свободы (поначалу авторы-депутаты предлагали сажать на срок до восьми лет, но потом даже им это показалось перебором – «скостили»  до шести). Добровольный отказ от участия в «нежелательной» организации влечет за собой освобождение от уголовной ответственности.

Отдельный — и суровый  — разговор с банками. За сотрудничество с нежелательными организациями их будут штрафовать до 100 тысяч рублей. При этом просто отказаться от проведения операций с «нежелательными» мало — строжайше предписано сигнализировать: о самом факте отказа от таких  операций банки и кредитные организации должны сообщать в Росфинмониторинг, а тот — в Генпрокуратуру. Все под контролем. Во избежание. Чтобы этим иностранцам с их либеральными ценностями и счетами в валюте неповадно было на нашей территории пользу наносить. Или вести опасные разговоры о правах человека. По логике законодателей, электорату они не надобны. Устои целее будут. 

— Конечно, закон о «нежелательных» — это плохая новость для международных правозащитных организаций, как наша, но это не совсем про нас,— заявляют в Human RigtsWatch. — Это в первую очередь и главным образом про российских активистов и российские гражданские группы. Именно они – основная мишень нового репрессивного законодательства, — считают правозащитники, называя закон «драконовским» и «удушающим». — Формально нацеленный на защиту государственной безопасности от посягательств международных и иностранных организаций, он ударит по российскому гражданскому обществу, оставляя его в изоляции, отсекая международные связи и фактически запирая критиков власти в безвоздушном пространстве.

По мнению директора программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Джона Дальхизена, «этот законопроект стал новым этапом в беспрецедентном наступлении на неправительственные организации, в рамках которого фактически криминализуется их законная деятельность и подавляются свобода слова и свобода объединений в России».

И то сказать: иностранцы приходят и уходят. А нам здесь жить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь