Городские новости, связанные с транспортом, похожи на сводки боевых действий. Что ни день – новые сообщения: владелец отбил свою машину у эвакуаторщиков, эвакуатор утащил автомобиль вместе с водителем, автовладелец пытался прикрыться детьми, чтобы избежать эвакуации его транспортного средства, сочинцы заклеивают автомобильные госномера и т.д. Случаи происходят диковатые и несуразные. Их статистика уже зашкаливает. А все отчего? Формально, чаще всего, машины утаскивают правильно: разметка такая на проезжей части, или знак стоит соответствующий. Но это не отменяет проблемы с парковкой на курорте, а она остра, как и прежде.
Водители жалуются, что мест, где стоянка запрещена, в Сочи слишком много. Да что там – они почти везде. Нередко — это наследие Олимпиады, когда запрещающих знаков понатыкали повсюду. Наставили, а убрать «забыли». Кто-то говорит, что это сделано специально, чтобы штрафы драть, а у фирм по эвакуации проштрафившихся авто всегда был заработок. Это, конечно, все только догадки. Но «лишние» знаки-то не убирают!
Вот недавно был случай. Один мужчина привез ребенка в больницу. Оформил госпитализацию, вышел – а машины нет. Утащили. Потому что стоянки у больницы нет, а запрещающие знаки – есть.
Или вот, обычное дело – на рынок съездить. В таких местах, казалось бы, все должно быть предусмотрено для стоянки личного транспорта. Да куда там… Попробуйте, например, оставить машину возле Адлерского рынка, отойдите в сторонку и достаньте секундомер. Спецтранспорт прибудет быстрее, чем акулы на каплю крови, растворенную в океанской воде.
У транспортных узлов – не лучше. К Адлерскому вокзалу порядочные таксисты даже подъезжать боятся. Предлагают клиентам забрать их либо под эстакадой, либо на параллельной улице. Потому что там стоять негде, а если кто притормозил, так к нему уже гаишник мчится. Такси тут, конечно, стоят. И подолгу. Настолько долго, что водители имеют возможность пить кофе и играть в нарды. Но…
— Это «бомбилы», — говорит таксист одной из официально зарегистрированных фирм. – А место у них «прикупленное», так что никто их не трогает. Чтобы расходы покрыть, дерут с несчастных курортников втридорога.
Хорошо, это, скажем так, активно посещаемые объекты. Но с тихих тупиковых улиц машины тоже «тягают». До Олимпиады такого не было, но в дни Игр было нормой, и нормой и осталось. Конечно, машины иногда мешают, объезжать их нужно. Но опять же — где им стоять?
Устал в дороге — отдохни
Случаев эвакуации при наличии автовладельцев рядом с их железными конями полно. И даже внутри.
Вот недавняя история, которая попала в СМИ. Произошла она с жителем Ставрополя Кириллом Слепенковым. Как он позже объяснил, машину поставил на Навагинской и решил в ней поспать после дороги в несколько сотен километров, пока его мать ходит по магазинам. Проснулся от того, что машина стала раскачиваться. Увидел, что едет вместе со своим джипом на платформе эвакуатора. Стал давить на клаксон, чтобы привлечь внимание водителя. Не помогло. Тогда Кирилл открыл окно и стал кричать, обращаясь к прохожим:
— Увозят машину вместе с человеком! Снимайте на телефоны!
Наконец водитель эвакуатора понял, в чем дело, и остановился у сочинского вокзала. Вокруг собралась толпа зевак. Все были на стороне «похищенного» и громко ругали эвакуаторщиков. На место прибыли сотрудники ГИБДД. Присутствие толпы явно сковывало их в действиях, и они предложили решить вопрос по-мирному, но отъехать для этого в сторонку. По совету сочинцев Слепенков на это не повелся. Тогда наряд и эвакуатор куда-то уехали сами. После звонков в дежурную часть автомобиль ставропольца привезли на место, откуда и забрали. А Слепенкову выписали штраф, потому что нарушение все же было. С чем, собственно, он согласился.
А на днях произошла не менее дикая история. И тоже автомобиль пытались утащить в присутствии водителя, что вообще-то запрещено. На перекрестке улиц Роз и Московской автовладелец обнаружил, что эвакуатор погрузил его минивэн и собирается отъезжать. Попытки отговорить «спецслужбу» от этой операции закончились ничем. Тогда водитель, видимо, решил надавить на жалость и посадил в свою машину двух малолетних детей. Те от страха разревелись. Что однако не произвело никакого впечатления на эвакуаторщиков, которые заявили, что все равно поедут на штрафстоянку. Водитель вынужден был согласиться с ними и забрал детей.
Не могу машину найти
Если постоять у ворот фирмы, которая «тягает» машины, можно наслушаться всякого. Что мы и сделали. Пришли на улицу Энгельса в Адлере и стали слушать.
— Не могу свою машину найти, — рассказывает Александр, приезжий из Ростова-на-Дону. — Здесь сказали, что они не забирали. При этом информации, на каких других штрафстоянках она может быть, не дали. Оставил машину на 15 минут в районе аэропорта. Да, запрещающий знак там был, но думал – успею встретить людей и уеду.
— Вы спрашивали, кто «обслуживает» зону аэропорта?
— Спрашивал. Ничего не говорят. Ладно, побегу сам искать.
Потом из проходной штрафстоянки стали выходить сугубо местные жители. В отличие от иногороднего Александра они вели себя осторожно и даже имен не стали называть. Интересовались – куда это и зачем. Но кое-кого все же удалось разговорить.
— Я машину оставила у магазина «Орбита» минут на 10, — говорит девушка, назовем ее Анжела. –Стоять там больше негде просто. Вышла – нету.
А вот парень, назовем его Артур, просто дорожный рецидивист.
— За два дня второй раз машину забирают, — жалуется он. – Никаких знаков не видел нигде. Хоть бы записки оставляли что ли. А то заберут – и не знаешь в чем дело. Может угнали?
В общем-то, остальные истории такие же незатейливые. Зашел в магазин, зашла в аптеку… И общая проблема: неизвестность. Кто забрал, где искать.
А что скажет начальник транспортного цеха?
Мэр города Анатолий Пахомов предложил устроить парковки самим коммерсантам. К ним же люди приезжают отовариться или отобедать.
На встрече с хозяевами ресторанов и кафе он посоветовал им заключить договоры с собственниками ближайших парковок. Чтобы, значит, резервировать места для посетителей магазинов и общепита.
— На курортный сезон много гостей собираются приехать на автомобилях. А это значит, что нам надо организовать работу парковок, увеличить их количество. Нехорошо, когда приедут гости и будут бросать свои машины на проезжей части. Вы обязаны обеспечить, чтобы на ваших территориях парковка беспорядочно не осуществлялась, — заявил мэр.
Пахомов предложил собственникам автостоянок соблюдать фиксированную цену — 50 рублей за час или 350 рублей за сутки.
При этом с середины мая муниципальные платные парковки появились пока только на пяти улицах в центре Сочи: Кооперативной, Войкова, Роз, Островского и Конституции. И еще на трех — в Адлере: Кирова, Демократической и Ленина. В других районах на этот счет пока тишина.
Параллельно по городу пустили спецавтомобили, так называемые «парктроны». Они оборудованы автоматизированной системой фиксации, которая «читает» номер автомобиля и проверяет была ли оплачена его парковка.
Ушлые сочинцы быстро «просекли» как с этим бороться. Теперь в платных зонах они заклеивают госномера. И спецтехника их просто «не видит».
Конечно, хитрость это временная и власти что-нибудь придумают. Но вопрос остается открытым: горожане считают оплату стоянок через терминалы завышенной. Потому и ищут способы, как ее обойти.
Однако пока мы видим, что победные реляции, которые раздавались совсем недавно, что вот, мол, в городе проблема уличных стоянок решается самым современным способом – через парктроники, оказались преждевременными.
— Цена для Сочи высоковата, 50 рублей в час – это много. 25 было бы в самый раз, — считает член краевой наблюдательной комиссии при Общественной палате РФ Алик Ле. — В Сочи спокойно можно было бы 20 тысяч мест получить на уличных стоянках. Даже если взять по 25 рублей за час, это до миллиона рублей в день можно собирать в казну. И не несколько улиц оборудовать парктрониками, а как в Москве – все, где ширина проезжей части позволяет парковать машины. Причем, там в выходные дни стоянка бесплатна. Есть же хороший опыт, прямо в стране, и не надо ничего выдумывать.
А в Сочи, похоже, главный мотив во всем – заграбастать деньги.
Вторая проблема – это куда с тех же парктроников денежки пойдут, в какой бюджет: краевой или городской? Этого пока никто не разъяснил.
По мнению общественного активиста, горожане только внешне возбуждены дорожными «темами», а на деле проявляют удивительную пассивность, когда доходит до сбора свидетельств и жалоб. То же самое мы видели и у проходной эвакуаторщиков, где сочинцы так «шифровались», что отказывались называть свои имена, а кто-то и просто рассказать свою «маленькую историю» никак не хотел. Будто их тут же запытают до смерти.
— Что касается эвакуаторов – тут другое, — говорит Ле. — К ГИБДД вроде претензий нет. Потому что — да, люди нарушают. К «гаишникам» претензия другая: они часто не оформляют протоколы о нарушении. А без протокола, это практически угон, воровство. Можно в суд подавать.
Большой вопрос и с установкой запрещающих знаков. Они повсюду. И недовольны уже все, даже члены «Единой России». Они позванивают мне и спрашивают: что можно сделать?
По Хосте с этими знаками особенно много проблем. Мы с начальником ГИБДД договорились, что я насобираю разных вопросов от людей по этой ситуации и мы потом проедемся с комиссией и посмотрим, что к чему. Но тут пришлось столкнуться с пассивностью сочинцев. Все недовольны, но активность никто не хочет проявить, письмо написать, например.
Или взять схему движения. Скажем — Адлерский чайсовхоз. Каждое утро там – пробка. Как сделать выезд на трассу? Через Кирпичную или по-другому? Разметку переделать? Развязку под эстакадой изменить? Мы же должны не только критиковать, но и предлагать. Но активности – почти ноль.
Вот по Центральному району с помощью депутата ЗСК Теплякова нам удалось что-то сделать, получить дислокацию знаков хотя бы. А по другим – никак. В Центральном мы уже можем поехать и посмотреть, насколько эти знаки легитимны. Многие ведь с Олимпиады остались, и разметка тоже «олимпийская» кое-где, а условия движения изменились. Например, на улице Орджоникидзе. Хорошо бы, чтобы и жители других районов написали заявки депутатам.
Тем временем в Госдуме
Думцы большинством голосов недавно отклонили поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, внесенные депутатом от «Справедливой России» Олегом Ниловым. Они предполагали «исключение эвакуации транспортных средств в случае нарушения знаков запрета стоянки и остановки». А ранее Госдума приняла изменения в закон, который разрешает эвакуацию из-под запрещающих знаков лишь при наличии там же дополнительной таблички «Работает эвакуатор». При отсутствии такой таблички, водителю может грозить только штраф, но не эвакуация машины на штраф-стоянку.
Решение о введении предупреждения «Работает эвакуатор» начнет применяться через два месяца после вступления всего закона в силу. Реально, как говорят столичные эксперты, это произойдет к осени.