Рак между наукой и чудом

0
486

В арсенале российских онкологов появился новый препарат, действующий по принципу высокоточного оружия. Несколько молекул химиопрепарата присоединены к молекуле человеческого белка (моноклонального антитела), которая сама находит в организме раковую клетку, втягивается внутрь нее и только там высвобождает смертоносную химию. Такие «самонаводящиеся кумулятивные снаряды» таргетной терапии дают осложнения гораздо меньше «систем залпового огня» старой химиотерапии.

Об этом и других инновационных методах в борьбе с раковыми опухолями докладывали ведущие онкологи страны на прошедшей в Сочи конференции Российского общества клинической онкологии (RUSSCO).

В центре внимания участников конференции РМЖ — рак молочной железы. Смертность российских женщин от него выше, чем от других злокачественных новообразований (ежегодно более 23 тысяч летальных исходов). При этом процент наших женщин, которые получают эффективное лечение и проживают с этим заболеванием пять и более лет, почти в два раза ниже, чем среди американок.

На Кубани только в 2014 году впервые выявлено 2285 случаев РМЖ различных стадий. Общее число женщин, стоящих на онкологическом учете с таким диагнозом, в крае превышает 18 тысяч.

К сожалению, метастатический рак молочной железы остается неизлечимым во всем мире, включая США, Европу, Израиль. Но медицина научилась переводить болезнь в хроническую форму с длительным течением. Пациентки годами получают тот или иной вид терапии, периодически наблюдаются и с этим живут, как живут со своим недугом, например, гипертоники. Подлечиваются без полного выздоровления.

Долгое время среди разнообразных подтипов РМЖ, требующих индивидуального клинического подхода и лечения, оставался непобедимым HER2-положительный РМЖ. Этот вид рака отличается крайне агрессивным течением и высоким риском образования отдаленных метастазов, что раньше быстро приводило пациентку к гибели. Связано это с тем, что на поверхности такой раковой клетки рецепторов HER2 гораздо больше, чем у здоровых клеток. Такая раковая клетка получает преимущество, более активно делится — опухоль растет быстрее.

Продолжительность жизни таких больных была примерно вдвое меньше, чем у больных без этого рецептора. Примерно десять лет назад онкологи получили первый лекарственный препарат, который смог существенно продлить жизнь женщинам, страдающим HER2-положительным раком молочной железы. Недавно арсенал онкологов еще существенно пополнился. В итоге, сегодня половина таких пациенток переживает пятилетний рубеж и продолжает жить дальше, получая терапию. Как это стало возможно?

После долголетних исследований молекулярные биологи нашли способ заблокировать рецептор лекарствами. Это не химия, а иммунные препараты наподобие антител, которые вырабатывает наш организм против простуды. Только искусственные антитела нацелены на уничтожение клеток раковой опухоли.

Такая терапия называется таргетной. «Таргет» в переводе с английского «мишень». На опухолевой клетке при таком подварианте РМЖ есть рецепторы, которые исследователи сумели сделать мишенью. Кроме того, врачи получили методику лабораторной диагностики, позволяющую измерить наличие или отсутствие рецепторов (то есть мишени) на опухолевой клетке и предсказать эффективность или неэффективность таргетного препарата.

Первый такой препарат «трастузумаб» заметно продлил жизнь больных раком молочной железы. А в последние год-два получены два новых уникальных препарата таргетной терапии. Один в комбинации с трастузумабом приводит к полной комплексной блокаде рецептора. Другой проникает в раковую клетку и поражает ее изнутри.

— Эта терапия не токсична, как традиционные виды химиотерапии, когда волосы выпадают, пациента тошнит, портятся показатели крови и так далее. Препараты таргетной терапии позволяют избежать этих последствий. Раз в три недели пациентке ставят непродолжительную внутривенную капельницу. Женщина годами получает эту терапию, и никто, кроме врачей, даже не знает, что у нее четвертая стадия РМЖ и она проходит лечение у онколога. Она может работать или вести домашнее хозяйство «без отрыва от лечения», — говорит ведущий научный сотрудник отделения амбулаторной химиотерапии РОНЦ имени Н.Н.Блохина РАМН, доктор медицинских наук Елена Артамонова.

Сидеть сиднем дома или на работе врачи не рекомендуют. Каждую неделю прогулки не менее 3,6 километра и две часовых тренировки, причем их не заменяют стирка белья или уборка квартиры.

По статистике, в России раком молочной железы чаще болеют женщины пенсионного возраста, но, по мнению практикующих врачей, рак молодеет.

Факторы риска, ведущие к его возникновению: ухудшение среды обитания и продуктов потребления, стрессы, аборты, лишний вес, малоподвижный образ жизни. Под подозрением совокупное воздействие на организм радиоволн разнообразной бытовой техники. В женском обиходе традиционное очное общение вытесняется многочасовыми разговорами по сотовому радиотелефону с последствиями, о которых сейчас еще рано судить, потому что это массовое явление последнего десятилетия, оно слишком ново.

Наука установила генетическую предрасположенность к возникновению РМЖ. Вслед за мутациями brca-1, brca-2 новые исследования выявляют все новые опасные мутации в гене.

Словом, факторов риска столько, что голливудская киноактриса Анжелина Джоли (возьмем всем известный пример) решилась на профилактическое двустороннее удаление груди, чтобы избавиться от ужаса, грозящего женщине с генетической предрасположенностью к РМЖ.

В РФ закон консервативнее, чем в США. Последовать примеру Джоли россиянка может только в том случае, если уже есть рак одной молочной железы и если генетик установил высокий риск возникновения опухоли в другой груди. Тогда пациентка вправе выполнить «двустороннюю мастэктомию» с последующим восстановлением форм.

Риск РМЖ снижают многодетность и грудное вскармливание. Но, как говорят врачи, «много ли у вас знакомых, родивших троих детей и кормивших грудью каждого более года?».

Бурный рост потребления не проверенных наукой и практикой товаров и услуг приводит к снижению защитных свойств человека. Нереален массовый отказ от новых и новых удобств. Но и получать эти удобства в отрыве от продолжающих их недугов тоже нереально.

Одна из сегодняшних реалий — новообразования информационного поля, в том числе злокачественные (невыполнимые обещания полного излечения РМЖ от мошенников всех сортов). Женщина с уплотнением в груди, чувствующая себя в пограничной ситуации между жизнью и смертью, оказывается на распутье: обратиться к онкологу, довериться молве и знакомым или нырнуть в Интернет.

Героическая советская эпоха, когда мужья через боль и без врачебного диагноза, наудачу, разминали женам уплотнения молочной железы, сменилась средневековой верой в народные и нетрадиционные способы избавления от РМЖ.

— Иногда приходит на прием к онкологу женщина — она не в деревне живет, не в сибирской тайге, она москвичка с высшим образованием, — а опухоль у нее занимает всю молочную железу. Оказывается, ходила по нетрадиционным методам, по платным клиникам. Женщин как будто зомбируют. Опухоль растет, а пациентка рассказывает, что лечение ей помогало… Сегодня онкология — это практически точная наука. Измерил опухоль — провел курс лечения — опять измерил. Уменьшилась — улучшение, увеличилась — ухудшение. Традиционные онкологи не дают стопроцентной гарантии, но делают все возможное для максимального продления жизни методами лечения, доказавшими свою эффективность. К сожалению, российские граждане часто верят чудесам и обещаниям. И лишь когда совсем плохо становится, идут к онкологу. Но чем позже, тем меньше у нас возможностей, — говорит онколог Елена Артамонова.

Прошедшая в Сочи конференция уделила особое внимание доступности инновационного лечения в России. Новейшие лекарства и технологии не входят в программу госгарантий и Перечень бесплатных и льготных лекарственных препаратов.

Но член Общественного совета при Минздраве РФ Николай Дронов считает, что препараты, еще не включенные в список льготного обеспечения онкологических пациентов, все же могут приобретаться за бюджетные средства по жизненным показаниям. Такие закупки предусмотрены частью 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ по решению врачебной комиссии медицинской организации либо на основании экспертного мнения специалистов федеральных онкоцентров.

— Все лечение онкологическим пациентам должно быть бесплатным, обеспечиваться государством, покрываться страховыми компаниями, как это происходит во всем мире, — уверен академик Михаил Личиницер.

В Сочи к онкологам прислушивалась даже погода. В дни проведения конференции RUSSCOморе было теплым, а небо пасмурным. Отдыхающие на курорте женщины и при желании не могли загорать под солнцем с открытой грудью. Наукой доказано, что излишняя инсоляция тоже провоцирует рак.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь