История, случившаяся с сочинским самшитом, заживо съеденным некоей огнёвкой, конечно, не первый случай противостояния полезных сочинцев и вредных насекомых. Осенью 1909 года в Сочи и его окрестностях появились в несметном количестве бабочки грязно-белого цвета, которые покрыли собой сплошь листья фруктовых деревьев и каштанов, заложили несметное количество яичек. Весной вывелись гусеницы, что стало большой угрозой для садов всего побережья. Чем закончилась тогда история – не знаю, но в газете «Кавказ» в 1910 году упоминали тучи бабочек, летавших как в районе Сочи, так и по всему побережью до Новороссийска.
Опасностью для жизни самих сочинцев был малярийный комар анофелес. Надо сказать, что о способах распространения малярии стало известно не сразу. Долгое время считали причиной болезни «ядовитые испарения болот», называя их в отместку «миазмами», грешили даже на выделения некоторых растений (папоротников, например). «Народными средствами» от малярии в те времена служили: ношение паука в ореховой скорлупе, изготовление пластыря из пауков, поедание девяти, пардон, вшей — по числу девяти «злых сестер-дев», будто бы являющихся причиной малярии, в страхе перед болезнью ели даже выползков змей…
Наука не стояла на месте. Виновника в распространении малярии установили. Важную роль в борьбе с малярией на Черноморском побережье играла Пироговская комиссия, разъясняющая местным жителям способы борьбы с комаром. Это и дверные сетчатые тамбуры, сетки, шляпы с сетками, пологи, приспособления для осушки почв, гидропульты для заливания керосином водоёмов, где плодились комары. Пироговская комиссия предложила использовать и рыбок cyrardines, истребляющих личинки малярийных комаров.
Для борьбы с малярийным комаром в Батуми применили в 1913 году летучих мышей. Командир 204-го пехотного Ардагано-Михайловского полка приказал выстроить для зверьков специальное помещение, куда было выпущено привезённых из Мцхеты 2000 «бойцов» с малярийным комаром.
С наступлением ночи целое полчище летучих мышей вылетело из своего «домика» и рассыпалось над казармами полка. Но из-за каких-то нелепых предрассудков окрестные жители и некоторые из солдат занялись уничтожением летучих мышей. С каждым утром их возвращалось в свой «домик» все меньше и меньше, и в итоге не осталось ни одной…
Использование рыбы для борьбы с малярийными личинками в Сочи началось со строительства в 1914 году пруда в имении «Ареда» Н.А. Костарева.
Вода использовалась для орошения сада и огорода, мастерских и домашних надобностей. Но пруд создавал и хорошие условия для размножения комаров.
Костарев задумался об этом. Выписал из-за границы зеркального карпа. Но из-за трудностей доставки по пути в Сочи рыба погибла. Тогда изобретательный Н.А. Костарев выпустил в пруд пойманных в реке усачей и головней, а также золотых рыбок. Вскоре он написал в газете «Сочинский листок»: «При этом рыба совершенно очистила пруд от всевозможных личинок, так что страх перед анофелисом оказался необоснованным».
В советское время Сочинская малярийная станция смогла (к 1956 году) полностью справиться с малярийным комаром. Героиней этой борьбы стала рыбка гамбузия. В некоторых сочинских прудах, кстати, она живёт и до сих пор. Например, просто кишит гамбузиями пруд возле школы в Сергей-Поле. Малярийная станция также организовала осушение болот, нефтевание водоёмов. Широко применялась и химия. Самым эффективным средством стал знаменитый ДДТ.
В 1949 году в Сочи начали борьбу с мухами. В мае и июне провели первый тур обработки жилых помещений и пищевых объектов города-курорта площадью более миллиона квадратных метров! Вот тогда в Сочи и применили против мух и комаров впервые ДДТ.
В дезинфекционной работе участвовали не только местные органы здравоохранения и эпидемический отряд Министерства здравоохранения СССР, но и общественность города. Санатории и другие организации города выделили своих работников, которые провели обработку здравниц и домовладений.
Комнатные мухи на время исчезли вообще. Но спустя пару месяцев мухи начали появляться, главным образом, в районе вокзала, куда их привозили с поездами. Чтобы уничтожить этих приезжих мух до того, как они дали потомство, провели повторную обработку. Работали как организации здравоохранения, так и… учителя. Городское начальство посчитало, что учителя не должны лоботрясничать во время долгих летних каникул, и организовало дезотряды педагогов.
В 60-е годы начался долгий международный научный спор о вреде ДДТ. Тем не менее, учёными признано, что применение ДДТ до 1970 года спасло в мире от малярии около 500 миллионов жизней!
В октябре 1970 года Биологический отряд Сочинской станции защиты растений освоил новый метод борьбы с насекомыми-вредителями. Произведено 60 миллионов полезных насекомых трихограмм. Ручным способом их распространили на 400 гектарах. Урожай увеличился на 60%.
Затем 65 миллионов трихограмм с опилками вперемешку рассыпали над садами и парками города с вертолёта – всего на 1500 гектаров. Таким образом в Сочи был накоплен опыт побед над насекомыми.