Федеральный министр природных ресурсов Сергей Донской привлек острое внимание общества к российскому приморью в двух географических точках на расстоянии 7 тысяч километров. Во Владивосток, на Восточный экономический форум, министр пригласил американскую киноактрису и зоозащитницу Памелу Андерсон. А в Причерноморье министр отметился проектом приказа об изменении зонирования Сочинского национального парка. Эти два случая замечательны разностью форм обращения к обществу и отношения к природе. Резонанс этих событий обратно пропорционален последствиям.

О визите госпожи Андерсон на Дальний Восток россияне узнали из федеральных теленовостей. Она получила больше эфира, чем сам форум. Вместе с Донским американка посетила пострадавшего от наводнения в зоопарке льва. Она всячески пыталась привлечь внимание к проблеме защиты дикой природы. Но сама привлекла главное внимание мужчин форума. Ради животных Памела продала на аукционе право на танец с собой… Плюсы приглашения Донским калифорнийской блондинки высвечены в СМИ ярко и доходчиво. Как говорится, и блондинке понятно, что Донской посредством Андерсон сеет в мире любовь к диким животным Тихоокеанского побережья России.

Совсем другой вид имеет инициатива министра, направле
нная на Сочинское Причерноморье и тихонько вывешенная на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Это — проект приказа «О внесении изменений в Положение о Сочинском национальном парке». Существенная часть проекта приказа (приложение № 1) похожа на шифровку, по сути является таковой и в таком виде представлена на обсуждение общественности.

Не всякий лесник поймет цифирь перечисления кварталов и выделов. Где на местности после изменения зонирования пройдут новые границы? Какие заповедные и особо охраняемые леса станут рекреационными и хозяйственными — разрешенными для застройки? Попробуй разбери!

nazpark

В проекте нигде не помянуты употребляемые на картах, в документах, в обиходе топонимы: Мзымта, Аибга, Турьи горы, урочище Энгельманова поляна, озеро Кардывач… Только номера (как в лагере).

Только по названиям лесничеств — Аибгинское, Краснополянское, Мацестинское, Солохаульское, Головинское, Макопсинское (далеко не полный перечень) — можно догадаться, что перемены, если приказ вступит в силу, охватят все Сочинское Причерноморье.

После перекройки границ новую карту оценят девелоперы, арендуют землю, пришлют строителей. С годами начнется деградация прилегающих к стройкам ландшафтов. Министр МПР еще раз поменяет зонирование нацпарка, открывая путь к дальнейшему освоению дикой природы. И получится на Западном Кавказе, как в Швейцарии, где медведи, например, в природе не сохранились. Горнолыжные курорты выжили. Медведю не объяснишь, что это только бизнес, что ничего личного против медведя олигарх Потанин или зампредкабмина Козак не имеют. Они просто продвигают курорт «Роза Хутор».

Давят они на МПР, конечно, сильнее медведей. Этим давлением во имя развития объясняется крепкий сон Росприроднадзора в верховьях Мзымты нынешним летом. Не слышит штатная природоохрана неоднократные сигналы Экологической вахты по Северному Кавказу: «дочка» Потанина «Роза Хутор» подписала с нацпарком договор на восстановление противопожарной дороги, а трассу режет по заповедным буковым и каштановым лесам, где отродясь дороги не было. На официальном сайте висит еще только проект министерского приказа, а бесправные, безропотные наемники из южных республик бывшего Союза за рычагами тракторов уже меняют зонирование нацпарка.

Надо полагать, Верхняя Мзымта и Аибга были обречены полгода назад после телеэфирного благословения Президентом строительства новых горнолыжных трасс выше по склонам. «Надо уходить вверх», — сказал Владимир Путин Владимиру Потанину и тремя словами обратил в пустую формальность и границы заповедных территорий, и данные Россией перед Играми-2014 международные обязательства по сохранению дикой природы Верхней Мзымты.

Отчасти проект приказа МПР приводит карту нацпарка в соответствие уже содеянному в реальности. Кроме того, зашифрованный документ открывает новые пути и лазейки. Как за эскортом спецпроезда пристраиваются лихачи из непривилегированных водителей, так за «Розой Хутором» (локомотивом) попытаются пристроиться и переменой зонирования вскрыть горы для строек менее богатые и влиятельные девелоперы.

«Грубейшим нарушением закона будет также еще одно решение, заложенное в проект нового положение о Сочинском национальном парке. Его разработчики исключили из данного ООПТ квартал 71 Макопсинского участкового лесничества. Это чрезвычайно ценный в природном отношении участок нацпарка в Туапсинском районе, включающий район горы Большое Псеушхо, который был включен в нацпарк в 2013 году», — предупреждает Эковахта по Северному Кавказу.

А что творится под боком сочинской администрации, на границе города и Мацестинского лесничества? Весной там, на горе Ахун, была проложена партизанская дорога. Летом там рубили деревья недалеко от дач Новицкого и Картавцова.

Под угрозой не только нацпарк, но и тысячи гектаров пригородных лесов, переданных нацпарком городу в предолимпийской сумятице. Если на них никто не посягает, то для чего Госдума в конце прошлого года сняла с города-курорта Сочи статус особо охраняемой территории?

— Думаю, в будущем этот статус Сочи вернут. А сняли его, вероятно, для того, чтобы произвести какие-то перемены. После восстановления статуса эти перемены останутся, потому что закон обратной силы не имеет, — говорит исследователь дикой природы Кавказа и эксперт в сфере природоохранного права, академик Анатолий Кудактин.

В жизни города и гор прослеживается общая тенденция: стратегические решения с далеко идущими последствиями принимают люди, не привязанные к Сочи. Депутаты Госдумы, федеральные министры, московские олигархи и бизнесмены средней руки, топ-менеджеры Газпрома (мечтающие объездить ледник Псеашхо) и т. п. Они делают на Сочи бизнес в удаленном доступе. Объективно это ведет к хищнической эксплуатации гор индустрией массового туризма для извлечения предельной прибыли. То есть к внутренней колонизации Сочинского Причерноморья. Сами колонизаторы (элита) не живут в Сочи и для отдыха подыщут место у более чистого моря, на незастроенных берегах, в безлюдных горах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь