Президент Путин любил кататься на лыжах с народом по горным спускам Красной Поляны. А в последнее время перестал. При этом в первых числах года он посетил Сочи, когда в горах стояла прекрасная снежная погода. При этом Путин играет в хоккей, выходит на татами — продолжает дружить со спортом. Почему же он не вышел, как бывало, на горнолыжную трассу?

Наверно, дистанцируется от творимого в Красной Поляне ЧГП (частно-государственного произвола). Глава государства неустанно повторяет о необходимости соблюдать международные договоренности (а в Красной Поляне они грубо нарушаются). Путин только что объявил 2017 Годом особо охраняемых природных территорий в России (а зампредкабмина Козак дал поручение уступить под горнолыжную стройку заповедные территории в верховьях Мзымты).
Судьбоносный документ появился, как водится, тихо — под праздник, когда обществу не до протестов, и без огласки — для ограниченного круга лиц. В исходящем № ДК-П13-8636 заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак поручил получить от Кавказского заповедника заявление с отказом от права постоянного бессрочного пользования земельными участками в Сочинском государственном заказнике для реализации ООО «Обер-Хутор» проекта развития и расширения туристической и горнолыжной инфраструктуры. («Обер-Хутор» и уже существующий курорт «Роза Хутор» — «дочки» богатейшего человека страны Владимира Потанина).
Поручение Козака подписано 22 декабря. Вызывает зависть осведомленность и оперативность протолкнувших бумагу на подпись. Фактически она стала контрмерой в ответ на письмо, направленное 21 декабря министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому.
В письме говорится об угрозе уничтожения значительной части Кавказского заповедника, Сочинского национального парка и других территорий Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ». Российская сторона не только нарушает взятые на себя международные обязательства, но и «реально может потерять один из уникальных островов заповедной природы». В связи с этим авторы письма, почетный президент Русского географического общества, академик Владимир Котляков и председатель постоянной природоохранительной комиссии РГО Александр Чибилёв, предлагают:
1. Объявить мораторий на изъятие и понижение статуса территорий объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и общенационального достояния для хозяйственной, в том числе рекреационно-туристической деятельности.
2. Создать государственную комиссию с участием РГО и общественных природоохранных организаций по сохранению объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ».
Это — предложения, к ним можно прислушаться или нет. А Козак дал поручение, которое чиновники обязаны не обсуждать, а выполнять. Как в армии.
Между тем, интенсивная застройка Мзымты накапливает угрозы не только дикой природе, но также Адлеру и Красной Поляне, о чем документально предупреждают авторитетные ученые.
Институт географии Российской академии наук считает «ключевым» вопрос сохранения и восстановления экосистем бассейна Мзымты. «Антропогенная трансформация» бассейнов малых рек Западного Кавказа может привести к необратимым последствиям для природы и хозяйства, а в ряде случаев (как это было при катастрофическом наводнении в Крымске) — к значительным человеческим жертвам. Съемка из космоса выявила в бассейне Мзымты очаги эрозий, оползней, селей, подпруживание рек и ручьев, таяние ледников. В совокупности это накапливает угрозу катастрофы. Наука не может точно прогнозировать, что, где, когда станет последней каплей. Но чем дальше в верховья Мзымты заходят стройки, тем ближе большой сель или паводок.
Особое внимание ученые обращают на «зауживание русел рек» после сброса с трасс оползневого или селевого материала. Роль искусственных плотин могут сыграть старые и новые мосты с низкой пропускной способностью водотока (в затоплениях поселка Кепша это уже стало правилом). Вдобавок к олимпийским мостам и мостикам на притоках Мзымты построены самовольные гидротехнические сооружения (например, мост через Пслух в Сочинском нацпарке).
Также особо опасным считается «нарушение нивального и гидрологических режимов участков, расположенных над олимпийскими объектами в районе Красной Поляны». Это и есть верховья Мзымты, которые Кавказский заповедник должен уступить «дочке» олигарха Потанина. Таким образом, Дмитрий Козак подписал бумагу и природе, и населению, и нижней инфраструктуре, которую сам же к Олимпиаде строил. А структуры Потанина пилят железнодорожную ветку, на которой сидит «Роза Хутор». Переименование конечной станции электрички из «Красной Поляны» в «Розу Хутор» имеет рекламный смысл до того момента, как железная дорога будет разрушена оползнем или селем.
«Экологическая ситуация в бассейне р. Мзымта меняется ежедневно, особенно после крупных и продолжительных осадков, схода оползней и прорывов возникающих на притоках запруд. Все это требует не только оперативной фиксации, но и оценки рисков развития катастрофических явлений, алгоритма превентивных действий и защиты. Очень надеюсь, что ликвидация экологического ущерба и реабилитация экосистем Западного Кавказа на долгие годы не станет предметом забот только Краснодарского края, а План мероприятий по вопросу восстановления экосистемы р.Мзымта, комплексного экологического мониторинга и подготовки компенсационных мероприятий в рамках экологического сопровождения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи не останется формальным свидетельством безответственного отношения к проблемам охраны природы этого уникального региона».
Так заканчивается аналитическая записка, подписанная директором Института географии РАН Владимиром Котляковым осенью 2013 года. А читается так, словно подготовлена вчера.
Ликвидация экологического ущерба не стала «предметом забот» не только Краснодара, но даже сочинской мэрии. А ведь ученые предупреждают, что стройки в верховьях Мзымты приведут к ее обмелению, загрязнению, создадут эффект «туалета над курортом» с угрозой водоснабжению Адлера, Хосты, Кудепсты. Но молчит мэр, молчат депутаты Городского Собрания Сочи, тактично не впутываясь в дела федерального центра. Иерархия, субординация, рамки компетенции святы.
Зато подчиненных Потанина не смущают ни законы, ни высокие должности. Впечатляет список побежденных в борьбе за Верхнюю Мзымту. Российская академия наук и Институт географии, Минприроды РФ и экспертный совет при МПР, Русское географическое общество, Всемирный фонд дикой природы, комиссия ЮНЕСКО по Всемирному природному наследию (это не считая НКО, активистов-общественников). Также к побежденным относится, поскольку закрывает глаза на уже начатые противоправные стройки, прокуратура. И в конечном счете побежден покровитель крупных кошек Владимир Путин (освоение верховий Мзымты перечеркивает программу восстановления популяции переднеазиатского леопарда на Кавказе).
Рассказывают, что в 1950-е годы молодой кандидат наук Наталья Лебедева пришла на прием к председателю Правительства СССР Климу Ворошилову спасать Кавказский заповедник. Ворошилов вспомнил, что охотился в наших краях, и это теплое воспоминание повлияло на исход дела. Сегодня опять играют роль, только противоположную, личные пристрастия. Раньше Ворошилов, Брежнев и другие правители были заядлые охотники. Теперь тон задают горнолыжники. А если завтра к власти придут летчики? На плато Трю в Кавказском заповеднике аэродром будет? Немцы во время войны, кстати, хотели там построить взлетно-посадочную полосу, но их вовремя выгнали.
Сегодня члены Сочинского отделения Русского географического общества вспоминают старую книгу «Спасите Альпы» (спасите, естественно, от индустриального туризма). Горнолыжные трассы и канатки в верховьях Мзымты — слепое копирование порочного европейского опыта полувековой давности. Наши подражают тому, чему европейцы и сами у себя не рады. Неотвратимость этого подражания просто пугает. В Европе есть самшитовая огневка? Есть. Пусть ест самшит и у нас. В Швейцарии нет медведей? Нет. И на Кавказе не будет…
Резюмировать происходящее сегодня можно словами замдиректора Института географии РАН, профессора Аркадия Тишкова:
— Мы постоянно следим с помощью российского сектора МКС, что происходит в бассейне Мзымты. И предупреждаем, предупреждаем… Главное — уберечь город, людей от схода селей, лавин, катастрофических паводков, а Кавказский заповедник — от разрушения и возмущения международной экологической общественности. Еще немного — и будет поставлен вопрос о снятии статуса объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ».
Чего и добиваются зарабатывающие на Сочи, но предпочитающие жить подальше от доходного места. А виноватых, если вдруг что, найдут среди местных чиновников. Как в Крымске.
Читайте также:
Игорь Честин: «Олимпийский талибан»
Разлом Кавказа по линии Мзымты
Гангрена «Розы Хутор» расползается по южным склонам хребта Аибга