В связи с тем, что Россия так и не отозвала из ЮНЕСКО реноминацию на изменение границ объекта Всемирного наследия «Западный Кавказ», над ключевой природной территорией Кавказского заповедника по-прежнему нависает смертельная угроза.

Начиная с января этого года информационные ленты снова запестрели информацией о проекте горнолыжного курорта на плато Лагонаки, расположенного в Кавказском заповеднике на территории Республики Адыгея и несущего угрозу разрушения уникальных природных комплексов этого природного объекта. В частности, сообщалось, что французская компания «Альп Туризм Девелопмент» готова вкладывать инвестиции в развитие курорта Лагонаки. При этом говорилось о 7 канатных дорогах и 14 горнолыжных трассах общей протяжённостью около 30 километров, что свидетельствует не о планах ограниченного использования края плато Лагонаки в Краснодарском крае, которое не входит в состав Кавказского заповедника, а об основной территории плато, входящей в состав заповедника и расположенной на территории Адыгеи.

Это было странно, так как данный проект, казалось, был надолго похоронен тем, что Российская Федерация приняла решение об отзыве заявки о реноминации объекта Всемирного наследия «Западный Кавказ», согласно которой планируется значительную часть плато Лагонаки вывести из состава Наследия. Эта позиция была озвучена российскими чиновниками во время приезда в Россию миссии ЮНЕСКО в октябре прошлого года. В ноябре о ней официально заявил для СМИ заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий.

Однако информацию о том, что планы глобального освоения заповедного плато живы, в начале февраля подтвердил на своей пресс-конференции глава Адыгеи Аслан Тхакушинов. Он сообщил, что «проект горнолыжного курорта «Лагонаки» является одним из наиболее перспективных проектов в России в сфере туризма. Заинтересованность в совместной реализации проекта есть как в Адыгее, так и в Краснодарском крае». При этом строительству курорта препятствует то, что «значительная часть плато Лагонаки внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО». Однако, по словам Тхакушинова: «В марте 2014 года МИД РФ в ЮНЕСКО была направлена подготовленная нами заявка по реноминации «Западный Кавказ». Заявка признана ЮНЕСКО комплектной и передана на экспертизу в Международный союз охраны природы, что на практике означает начало полуторагодичного цикла (с 1 февраля 2015 года) оценки представленного номинационного досье и его соответствия реальному положению дел. Ориентировочный срок получения результатов оценки — лето 2016 года».

Эти слова вступают в противоречие с заявлениями чиновников Минприроды России об отзыве заявки о реноминации «Западного Кавказа».

Однако выяснилось, что слова главы Адыгеи не были проявлением его незнания ситуации с попыткой выведения части плато Лагонаки из состава Всемирного Наследия. Наоборот, неверное представление о ситуации было у экологической общественности, уверенной, что этой части Кавказского заповедника ничто не угрожает. Как сообщили ЭкоВахте информированные источники, после громких официальных заявлений Министерства природы России об отзыве реноминации соответствующее обращение в Комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО направлено не было. Почему так произошло — неизвестно. Таким образом, реноминация по объекту Всемирного наследия «Западный Кавказ» в настоящее время действительно рассматривается, и летом по ней будет принято решение. И, соответственно, сохранность плато Лагонаки находится под колоссальной угрозой. Именно статус Всемирного наследия позволяет в течение уже 15 лет останавливать различные посягательства на его территорию и предотвращает разрушение уникальных природных комплексов этого плато, являющегося важнейшим центром биологического разнообразия Кавказа. В ином случае Лагонаки, скорее всего, давно постигла бы печальная участь раскуроченных горнолыжными курортами природных комплексов Сочинского национального парка в окрестностях Красной Поляны. Обычно крайне слабо способные влиять на критические вторжения в дикую природу международные природоохранные механизмы в данном случае оказались действенными, и если плато Лагонаки потеряет защиту со стороны ЮНЕСКО — это может стать смертным приговором для его природы.

При этом ситуация с реноминацией объекта Всемирного наследия «Западный Кавказ» является двойственной. Наряду с экологически неприемлемыми предложениями о выведении из состава Наследия плато Лагонаки, она содержит также предложения о значительном расширении его территории за счёт земель Сочинского национального парка и Сочинского заказника. Предложения о расширении Наследия затрагивают земли этих охраняемых территорий в верховьях реки Мзымта, на освоение которых претендуют принадлежащие олигарху Потанину компании «Роза Хутор» и «Обер Хутор». И именно поэтому осенью 2015 года вице-премьером Александром Хлопониным по ходатайству представителей компании «Роза Хутор» было принято решение об отзыве реноминации. Однако это решение, как стало известно, существует пока только в сфере намерения, но еще не вылилось в официальный документ. И власти Адыгеи, очевидно, надеются, что фортуна повернется в их сторону и заявка о реноминации все-таки не будет отозвана, а также на то, что эксперты ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы, которые осуществляют ее оценку, признают обоснованными предложения о выведении из состава Наследия плато Лагонаки.

Схема территорий плато Лагонаки, которые Адыгея хотела бы вывести из состава объекта Всемирного Наследия «Западный Кавказ» для строительства на них горнолыжного курорта