Добровольцы-пожарные из разных регионов России и активисты Гринпис России прибыли в Краснодарский край, чтобы помочь в борьбе с пожарами в Бейсугских плавнях и лиманах на территории Приазовья. Экспедиция была рассчитана на полторы недели, с 5 по 16 сентября, однако с первых же дней ее участники столкнулись с сопротивлением со стороны местных структур и откровенной агрессией, вылившейся в ночь на 9 сентября в погром, который учинили в лагере неизвестные люди в масках.
Экспедиция расположилась поначалу на базе районного отделения общества охотников и рыболовов «Малый Бейсуг», при этом были соблюдены все формальности: активисты заплатили за проживание, получили чеки и заверения, что никаких претензий у хозяев к ним нет. Однако спустя всего несколько часов благоволившее им до этого руководство базы попросило немедленно освободить территорию. Деньги вернули, чеки потребовали сдать, и в ночь на четверг, 8 сентября, экспедиция вынуждена была перебазироваться на новое место — частную дачу в соседнем Приморско-Ахтарском районе.
В новом лагере сразу организовали круглосуточное дежурство, и первая же смена заметила летавший над лагерем беспилотник.
— Очевидно, что именно с его помощью собиралась информация для последующего нападения на лагерь (нападавшие, по рассказам очевидцев, хорошо ориентировались на даче в условиях темноты, знали, где стоят машины и расположена жилая зона), — считает представитель Экологической вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко.
— Утром в лагерь приехала съемочная группа Общественного телевидения России (ОТР), — продолжает он. — Когда журналисты приступили к работе, пришла информация, что к даче на двух автомобилях движется группа так называемых «казаков». Прибывшие представители районного казачьего общества потребовали открыть въезд для их машин на территорию дачи, на что получили отказ. Последовало долгое препирательство между активистами и «казаками» с известной тематикой: мол, «приперлись иностранные агенты», «уходите с нашей земли», «изменники родины» и тому подобная ахинея. Примечательно, что пока «казаки-патриоты» отчитывали у ворот дачи «засланцев пендосии», буквально в 10-15 километрах на территории Ахтаро-Гривенской системы лиманов бушевал крупный пожар, на тушение которого добровольные пожарные не могли выехать, поскольку оказались фактически блокированы на даче.
Прибывший по вызову бдительных казаков наряд полиции приказал активистам никуда не уезжать «до разбирательства». У всех участников экспедиции проверили документы, затем в лагерь прибыли представители пожарного надзора и «взяли объяснение» у руководителя экспедиции Григория Куксина и его заместителя Михаила Крейндлина. И только после пяти часов вечера добровольные пожарные смогли наконец выехать на пожар, дым от которого был виден еще с утра.
В лагерь они вернулись около десяти часов вечера.
Далее события развивались так.
— Около полуночи я заступил на дежурство, — рассказывает Михаил Крейндлин, специалист по природоохранному законодательству, заместитель руководителя экспедиции. — Примерно через час заметил, что к воротам кто-то подошел — свет фонаря отражался от светоотражателей на штанах. Я подошел узнать, в чем дело. Увидел, что за воротами стоят двое молодых людей. Один из них сказал, что мы вас, мол, предупреждали, чтобы вы «отсюда убирались». Я попробовал вступить с ними в разговор, однако в этот момент увидел, что через забор лезут люди в масках. Все произошло очень быстро: нападавшие хорошо ориентировались на территории дачи, сразу кинулись к домику, где жил женский состав экспедиции, вскрыли дверь, начали выволакивать девушек на улицу. В это время другие молодчики (всего нападавших было 8 человек) громили автомобили — резали покрышки, разбили стекло на нашей «Газели», кинули туда какую-то ампулу. Гриша Куксин успел крикнуть, чтобы не резали колеса, иначе мы физически не сможем выполнить их требования — уехать из Краснодарского края. Резать колеса нам не стали, но на машине ЭкоВахты резину порезать успели. На ворота дачи успели также нанести надпись «Тут пендосы». Когда молодчики прыгали через забор и бежали к домику, я пытался применить газораспыляющее устройство, но меня несколько раз ударили резиновой дубинкой, после чего я упал на землю, и меня начали бить ногами, в том числе по лицу. Гриша Куксин пытался заблокировать ворота с помощью одной из наших машин, но на стекла наставили предметы, которые в темноте были похожи на огнестрельное оружие (хотя, может, это и было огнестрельное оружие), приказали выйти, положили на землю. Вся «операция» продлилась 5-10 минут.
В результате нападения Михаил Крейндлин пострадал наиболее серьезно — у него перелом носа, сотрясение мозга. У добровольца из Забайкалья Андрея Поломошнова диагностированы ушибы, ссадины и, возможно, перелом ребер.
Автомобили «зеленых» разбиты, в один из них, по сообщению ЭкоВахты, погромщики бросили светошумовую гранату. Кроме того, повреждены палатки, другое экспедиционное снаряжение.
— За все время существования противопожарной программы Гринпис России, успевшей совершить десятки экспедиций по всем «горящим» регионам страны — от Ладоги и Астрахани до Байкала и Дальнего Востока, — никогда, ни в одном регионе не случалось ничего подобного, — подчеркивают активисты ЭкоВахты. — Напротив, во многих местах экспедицию горячо поддерживали и местные власти, и местное население, поскольку адекватно представляют себе, что настоящую угрозу несут реальные и масштабные ландшафтные пожары, а не мифические «иностранные агенты».
Как сообщает пресс-служба Главного управления МВД РФ по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения заявлений, поданных активистами Гринписа, «возбуждены три уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных статьями 158 (кража), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) УК РФ».
Однако ночным погромом злоключения 19 участников противопожарной экспедиции на Кубани не закончились — в воскресенье, 11 сентября, их задержала полиция в Адыгее.
Произошло это, когда они ехали на трех машинах тушить пожар на территории Шапсугского водохранилища, где загорелся камыш. По информации Эковахты, путь добровольным пожарным преградил «лично начальник ГИБДД Тахтамукайского района Адыгеи Адам Тлехусеж». После короткого разбирательства все участники экспедиции были задержаны и доставлены в отдел полиции посёлка Яблоновский. У всех проверили документы, опросили руководителей экспедиции.
Основанием для задержания, по словам сотрудников полиции, стал некий «сигнал» о том, что «подозрительные люди в камуфляже едут в Адыгею устанавливать полевой лагерь». Машины обыскали, палаток и какого-либо лагерного оборудования в них не обнаружили. Как сообщает РБК со ссылкой на Twitter российского отделения Greenpeace, после четырех часов задержания активисты были отпущены и выехали тушить пожар. «Вместе с полицейскими», — написано в микроблоге.
— Гринпис России очень надеется, что в случившемся удастся разобраться, а виновные будут найдены. Нам важно помочь местным экологическим организациям и государственным службам бороться с огнём, который причиняет огромный ущерб экосистемам Кубани. Препятствование нашей работе наносит вред всем жителям края, поскольку им приходится дышать дымом этим пожаров, — говорится на официальном сайте организации в сообщении о разгроме лагеря.
Между тем, правозащитная организация Amnesty International выступила с заявлением по поводу нападения на противопожарную экспедицию Гринпис в ночь на 9 сентября.
— Насилие в отношении активистов Greenpeace и Экологической Вахты, которые приехали в Краснодарский край, чтобы помочь в тушении лесных пожаров, стало очередным наступлением на свободу объединений в России. Тот, кто стоит за этим низким поступком, явно действует в контексте спланированных властями репрессий и клеветнических кампаний против независимых организаций гражданского общества. Неспособность расследовать этот инцидент быстро и эффективно и отказ от принятия мер по защите активистов от дальнейшего насилия были бы равнозначны официальному попустительству этому нападению, — считает Сергей Никитин, глава представительства Amnesty International в России.
Тем временем экологи и добровольцы, несмотря на чинимые им препятствия, приняли решение продолжить экспедицию, поскольку пожаропасная ситуация в регионе остается крайне сложной.