Инвесторам, строящим объекты к Олимпиаде в Сочи, разрешили не выплачивать кредиты ВЭБа до 2016 года. Решение принято почти сразу по следам пребывания в Сочи председателя правительства Дмитрия Медведева. В совещании под его руководством приняли участие главы всех крупнейших инвестиционных и строительных компаний, строящих в Сочи олимпийские объекты.
Были президент Сбербанка Герман Греф, глава «Интерроса» Владимир Потанин, председатель наблюдательного совета «Базэла» Олег Дерипаска, а также один из ведущих менеджеров «Реновы» Владимир Голубицкий.
Но до этого Медведев осмотрел Олимпийский парк в Имеретинской низменности, который возводила компания «Рогсибал», в основном известная массовыми невыплатами зарплаты проектным бюро подрядчиков «Базэла». Только вмешательство президента Путина осенью этого года заставило Дерипаску надавить на свою «дочку», и в результате с сочинскими архитекторами частично рассчитались.
Во время поездки в прибрежный кластер Дерипаска попросил премьера помочь с реконструкцией Имеретинского грузового порта. После Олимпиады его, вероятней всего, перепрофилируют под марину с несколькими отелями и стоянкой для яхт. Но для этого требуется реструктуризация кредита ВЭба, что подразумевает под собой увеличение кредитной линии с 4 млрд до 7 млрд рублей. Издание утверждает, что Медведев и стоявший рядом Козак ответили, будто государство готово помочь, но вдаваться в детали не стали.
Стоимость переоборудования составит от 50 до 100 миллионов евро. Средства будут привлечены на условиях проектного финансирования. Стройка начнется после окончания Олимпийских игр – во время соревнований в порту будут стоять морские лайнеры, в которых разместятся волонтеры. По словам заместителя гендиректора «Базового элемента» Андрея Елинсона, окончательный размер инвестиций в парковку для яхт на 600—700 мест будет определен после завершения разработки проекта.
Марина должна стать элементом другого олимпийского проекта — всесезонного курортного комплекса «Сочное», который будет использоваться во время Олимпиады в качестве Олимпийской деревни, — утверждает Елинсон. Из Сочи заявления представителей «Базэла» выглядят прожектами: постолимпийская судьба «Сочного» весьма туманна.
Очевидно, премьер это понимает и не спешит выдавать хотя бы устные гарантии под очередной банковский транш. Тем более что несколькими месяцами ранее Дерипаска не смог предложить залоговые условия, хотя в перечне значились принадлежащие ему земли в Краснодарском крае. Некоторые источники утверждают, что якобы ВЭБ ведет оценку стоимости земельных активов, но в самом банке разъяснения по этому поводу получить не удалось.
Примерно такая же ситуация и у компании «Главстрой», чей аффилянт «Рогсибал» под давлением властей вынужден был построить в Имеретинской низменности отель «Айвазовский», в котором в сентябре располагались участники Международного инвестиционного форума. В числе «излишеств» ранее не оговариваемых проектов оказались охранные системы Олимпийского парка, расположенные по периметру прибрежного кластера, а также Имеретинская набережная, вокруг которой до сих пор не стихают скандалы.
Только за минувшие полгода сооружение, отрезавшее от моря зоны «олимпийского гостеприимства» – совхоз «Россия» и поселок «Мирный», четырежды подвергалось атакам штормов. Всякий раз компания «Олимпстрой» вынуждена запрашивать на ремонт защитных сооружений дополнительные сотни миллионов рублей. Последний такой случай произошел буквально пару недель назад, накануне приезда в Сочи президента Путина.
Все это стало причиной удорожания проектов с 22 млрд до 25 млрд рублей. Причем эту разницу должен был подстраховать ВЭБ за счет дополнительного кредита. Но председатель совета директоров «Главстроя» Зигфрид Вольф констатирует, что никаких средств из банка до сих пор не поступало.
При этом вице-премьер правительства Дмитрий Козак, курирующий олимпийские стройки и лично отвечающий за сроки сдачи объектов в эксплуатацию, рвет и мечет, на что Вольф пожаловался Медведеву. Козак же посоветовал бизнесменам идти в банк и брать нужные средства, но при этом оформлять с ним цивилизованные отношения.
Окончательно запутало ситуацию сообщение руководителя «Главстроя» о том, что Оргкомитет «Сочи-2014» выкупил на время Игр всего 613 из готовых 1285 номеров в апартаментах для членов МОК и Паралимпийского комитета. По словам представителя «Рогсибала» Якова Поланта, остальные номера строить не было никакой нужды – это зря потраченные деньги. Почти вдвое дешевле обошлись бы и номера для инвалидов, если бы изначально было принято решение строить не 389 номеров, а 200. И снова – деньги на ветер.
Ситуацию попытался спасти руководитель Оргкомитета «Сочи-2104» Дмитрий Чернышенко, заявивший недоумевавшему Медведеву, что количество гостиничных номеров регламентировано обязательствами России по Заявочной книге. При этом инвесторы вошли в проект добровольно и теперь не могут списывать свои потери на счет оргкомитета.
Стало ли это результатом неформального общения инвесторов с премьером или нет, но на вечернем совещании прозвучала мысль, что обслуживание заемщиками банковских кредитов полезно отложить до самого конца 2015 года, хотя ранее правительство выступало за платежи по кредитным соглашениям с апреля 2014 года.
Любопытно, что вице-премьер Козак высказался за так называемый «эмпирический путь», по которому инвесторы могут «поработать с Внешэкономбанком» в один летний и один зимний периоды, понаблюдать за денежными потоками и оценить конъюнктуру на рынке недвижимости.
Пока ничего не ясно и с просьбами о налоговых послаблениях, но не исключено, что правительство сохранит нулевую ставку по земельному налогу и налогу на имущество.
Сейчас в проблемном кредитном портфеле ВЭБ, начиная с 2013 года, находятся договоры на более чем 190 млрд рублей. Всего же банк 20 раз кредитовал олимпийских строителей на общую сумму в 240 млрд.