Во вторник, 22 сентября, обрашение с требованием отменить указ об уничтожении еды и принять закон о безвозмездной передаче попавших под санкции продуктов нуждающимся будет передан президенту РФ Владимиру Путину. На сайте Change.org петиция собрала около 410 тысяч подписей.
«Cанкции привели к значительному удорожанию сельхозпродукции на российских прилавках. Российские пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды и другие нуждающиеся граждане в результате этих санкций пострадали в первую очередь и вынуждены сильно ограничивать себя в еде, вплоть до голодания. Новый закон поможет этим категориям населения компенсировать то, что они потеряли в результате санкций, — говорится в тексте документа. — Если товар можно просто съесть, зачем его уничтожать?»
В числе других аргументов авторы петиции заявляют, в частности, о том, что уничтожение нелегальных продуктов потребует дополнительных расходов из бюджета, тогда как распределением продукции могут заниматься благотворительные организации без всякой нагрузки на бюджет России.
Уничтожение санкционных продуктов — политическое решение, в котором нет практического смысла, уверен адвокат Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Алишер Захидов, мнение которого приводит газета «Коммерсант».
— Сама фраза «уничтожать продукты питания» просто преступна, аморальна и неэтична. Это все делается по исключительно политическим, а не экономическим мотивам в пику Западу: мол, смотрите, мы вас не боимся, наша продовольственная безопасность настолько сильна и стабильна, что от любых продуктов такого рода мы можем избавиться совершенно безболезненно. Говорят, что уже печи закупили на 6 млн руб., и не одну. Хотят по телевизору показывать прилюдно уничтожение продуктов. Но я хотел бы напомнить, что порядка 18-20 млн граждан России живут за чертой бедности, — подчеркивает Захидов.
Против уничтожения еды выступает и председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.
— Конечно, государство должно добиваться выполнения своих решений, и это правильно, — считает он. — Решение, как к нему ни относись, принято. Не допускать продукцию, попавшую под санкции, на наш рынок — значит, надо не допускать. Но зачем же, как это — уничтожать еду? Я считаю, что это совершенно неправильно, есть масса возможностей использовать эту еду в благотворительных целях, много разных механизмов существует. Эта еда, конечно, должна быть использована по назначению.
Правила по ликвидации попавших под санкции продукты были утверждены правительством РФ в конце июля. Одним из инициаторов столь радикального подхода стал министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
От нелегальных товаров разрешено избавляться любым способом, предусмотренным законом, но с учетом экологических норм, пишет «Коммерсант».