В колодцах жителей Нижне-Имеретинской бухты в Сочи исчезла вода. В скважинах она стала соленой. Гибнут огороды и сады. Люди страдают, соленая вода раздражает слизистые. Экологи заявляют, что они прогнозировали подобную ситуацию еще в начале олимпийского строительства. Тяжелые стадионы перекрыли подпор грунтовых вод с гор. По прогнозам экологов, в ближайшее время соленой вода станет во всей Имеретинской низменности.
Анна Яковлевна Оболонкова уже рукой махнула на свой огород, который был кормильцем ее семьи более ста лет. Почвы в Нижне-Имеретинской бухте всегда были плодородными, да и микроклимат позволял выращивать несколько урожаев в год. Капуста, картофель, перец, кабачки… Излишки отправляли на рынок. Этим и жили.
В октябре прошлого года Анна Яковлевна заметила неладное. Под зиму посадили несколько соток моркови. Появились дружные всходы, которые через несколько дней так же дружно погибли. Тогда же у самой Анны Яковлевны начался конъюнктивит.
— Если умываюсь этой водой, у меня конъюнктивит начинается, я работаю в аптеке, кое-что соображаю. Постоянно капаю капли. Я сначала не поняла — мало ли, думаю, может быть, грязь попала, тем более стройка у нас здесь, машина ночь постоит на улице, и ее нужно мыть. Потом поняла, что это вода. Стала умываться привозной водой, все нормализовалось. Животным я даю, потому что не натаскаю я им, — говорит Анна Яковлевна.
К весне вода в колодце исчезла совсем, а в скважине стала совсем соленой и приобрела химический запах. Теперь на аккуратных грядках колосятся только сорняки, один за другим гибнут кусты помидоров и даже неприхотливые кабачки. Редис, который дал всходы несколько дней назад, тут же погиб.
Местные жители рассказывают, что и раньше после большого шторма соль из моря попадала в колодцы, ведь до пляжа всего 50 метров. Через несколько дней вода вновь становилась пресной. Чистейшая вода всегда была гордостью жителей Нижне-Имеретинской бухты. Белье в ней легко отстирывалось и приобретало чуть голубоватый оттенок, сейчас на нем остаются желтые разводы. Питьевую воду Анна Яковлевна приносит из соседней Некрасовки. Там тоже отмечаются случаи засаливания воды.
— Больше ста лет наши предки и мы прожили здесь, всегда вода была у нас в колодце чистейшая, мы никогда не пользовались даже скважиной. Пока Олимпиады не стало, мы жили нормально, — рассказывает Анна Яковлевна. – Да, у нас халабуды, но здесь же в 1961 году любое строительство запретили. Вся наша бухта была запретная зона. Здесь зыбкие пески. В советское время на этом месте бы никогда Олимпиаду не построили. Здесь хотели строить комплекс санатория «Известия», но отказались от этой затеи.
Традиционно люди в Нижне-Имеретинской низменности жили доходами от приёма гостей и сельского хозяйства. Теперь они лишились всех источников дохода. По словам представителя Экологической вахты по Северному Кавказу Владимира Кимаева, экологи подобную ситуацию с водой прогнозировали еще в 2006 году. Тяжелые олимпийские объекты перекрыли естественное течение грунтовых вод, которые питали колодцы, а поскольку море находится выше Имеретинской низменности, вместо пресной воды в семиметровые скважины пошла морская вода.
— Получается, что подпора воды с горных рек нет. Если был бы подпор, то вода была бы, хотя бы немного в колодце, — говорит Владимир Кимаев. — Мы считаем, что эти проблемы из-за застройки Имеретинской низменности олимпийскими объектами, которые препятствуют подпору питьевой воды к тому месту, где живут люди. И берем дальнейшую перспективу, которая касается Олимпиады. Рядом олимпийские объекты, сто метров. Если здесь стройка началась буквально два года назад, а уже сейчас здесь появилась соль, скоро она появится и на всей территории Имеретинской низменности. Засоленность почв и воды будет распространяться в сторону гор, будет меняться биоценоз. И остановить это можно, только если снести все олимпийские объекты.
По мнению Владимира Кимаева, химический привкус воде дает разложение строительных отходов, которые в большом количестве и на большую глубину захоронили в Имеретинской низменности.
В ГК «Олимпстрой» местным жителям предложили подсоединиться к водопроводу, который провели к олимпийским объектам из совхоза «Россия». Подключение платное, более 20 тысяч рублей. У Анны Яковлевны и ее соседей таких денег нет. Даже если воду проведут, это не решит их проблем, считают жители бухты. За воду придется платить по счетчику, никаких денег не хватит, чтобы каждый день поливать огороды. А экологи говорят, что в ближайшее время соленой вода может стать и там, где ее берут для олимпийских объектов.
Сейчас практически все дома на улице Нижне-Имеретинская бухта выставлены на продажу. Люди больше не видят смысла там жить. В краевом управлении Росприроднадзора нам сообщили, что не в курсе ситуации и пообещали в ближайшее время разобраться.