Выпущенный в Сочи для борьбы с самшитовой огневкой китайский эулофид может истребить всех других бабочек, в том числе редких.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ реализует программу по ликвидации самшитовой огневки в Сочи и Краснодарском крае: в самшитовые леса Сочинского национального парка и Кавказского заповедника был выпущен первый миллион личинок китайского эулофида. Предполагается, что это насекомое, откладывающее личинки в куколки бабочек, истребит огневку, завезенную в Россию в ходе олимпийского строительства вместе растительностью для озеленения.
Многие экологи, в числе которых российские эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF), опасаются, что распространение не характерного для Краснодарского края насекомого может привести к негативным последствиям. Эулофид, паразитирующий на любых шелкопрядах, способен уничтожить многие виды бабочек, прежде всего редкие.
— Вселение этого вида на территорию региона не обосновано по биологическим показателям, так как он может паразитировать не только на самшитовой огневке. По факту это может привести к резкому сокращению численности самых различных видов, в том числе и внесенных в Красную книгу, – говорит старший координатор регионального отделения WWF «Российский Кавказ» Роман Мнацеканов.
Эксперт прогнозирует, что массовый выпуск китайского эулофида отразится на экосистеме региона. Изменение в соотношении видов и численности бабочек, мотыльков и молей скажется на состоянии растительности и изменит цепочку питания.
В марте, когда личинки эулофида были вселены в самшитовые леса, у огневки не было куколок. В природных условиях Сочи куколки самшитовой огневки появятся только через месяц. А это значит, что выпущенные в природу насекомые отложат яйца в куколки других видов бабочек. Все это время эулофид будет уничтожать зимующие куколки других бабочек, в том числе охраняемых видов.
Другая опасность – возможность акклиматизации китайского эулофида на Кавказе, ведь климат в местах его естественного обитания близок к кавказскому.
— В этом случае лекарство может оказаться хуже болезни. Не придется ли потом искать очередного паразита, чтобы уничтожить уже китайского эулофида? – ставит вопрос Мнацеканов.
— Применение этого насекомого против самшитовой огневки – рискованный шаг. Для такого эксперимента не хватает научных данных. Этого паразитоида уже применяли в нашей стране для борьбы с шелкопрядом-монашенкой в подмосковных лесах. Но к зиме эулофид погибал от холодов, тогда как в условиях Северо-Западного Кавказа может произойти его успешная акклиматизация. Вид этот очень агрессивен и не избирателен в питании. Популяции таких редких видов бабочек, как махаон и подалирий пострадают первыми, а может, и вовсе исчезнут в местах выпуска эулофида. Неизвестно также, ограничится ли паразитоид только бабочками, или под удар попадут и другие семейства насекомых , — считает координатор проектов по устойчивому лесопользованию регионального отделения WWF «Российский Кавказ» Михаил Плотников.
Последствия применения китайского эулофида для борьбы с огневкой в силу непредсказуемости результата может стать экологическим бедствием для Кавказа. Предлагаемый метод не является экологически обоснованным и эффективным для защиты самшитников и представляет реальную угрозу для экосистемы региона, говорится в сообщении пресс-службы WWF России.