В декларациях о доходах за 2014 год 47 высокопоставленных госслужащих и парламентариев сообщили о заграничной недвижимости и земельных участках.
Ни введенные против России санкции, ни экономический кризис не заставили российских чиновников и парламентариев отказаться от своих домов, квартир и земельных участков за границей. Из опубликованных на этой неделе деклараций сотрудников администрации президента, правительства Москвы, членов кабинета министров, депутатов Госдумы и сенаторов следует, что продали свою недвижимость и землю всего четверо и столько же купили заграничные квартиры и дома. Остальные не предприняли никаких действий в отношении заграничного имущества.
Больше всего любителей зарубежной недвижимости оказалось в Госдуме — 25 депутатов или членов их семей. За ними следуют сенаторы (16) и министры (5).
А вот в администрации президента ни одного чиновника с заграничной недвижимостью или землей не осталось. В прошлом году единственным кремлевским владельцем квартиры в Великобритании и жилого дома на 8 сотках земли в Испании был уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов (все активы в совместной собственности с супругой).
— Но с этого года он перестал быть сотрудником администрации: его аппарат стал госорганом, а Титов – лицом, замещающим госдолжность. Декларация чиновника будет опубликована позже, но в ней по-прежнему значится зарубежное имущество, — уточнила руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Татьяна Марченко.
— В правительстве работают нанятые специалисты, а в администрации президента — «идеологические бойцы», поэтому в случае с их декларациями все гораздо строже, — трактует ситуацию руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Вице-премьер Ольга Голодец, как и раньше, владеет половиной дачи в Швейцарии общей площадью 220 кв. м и 1/3 квартиры в Италии (250 кв. м).
Вице-премьер Александр Хлопонин с супругой — домом с постройками (818 кв. м) на 82 сотках земли в Италии. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов имеет во Франции три гаража (42 кв. м), квартиру (109 кв. м), а кроме того, вместе с супругой – дом 180 кв. м на 34 сотках земли. Еще один дом во Франции (210 кв. м) в аренде у супруги Кузнецова до 2016 года.
Не избавились от своих зарубежных недвижимых активов и супруга министра образования и науки Дмитрия Ливанова, в собственности которой четверть дома площадью 197 кв. м в Испании (к тому же она арендует в течение 30 лет место стоянки водного транспорта).
Супруга министра труда и соцзащиты Максима Топилина имеет гараж и квартиру в Болгарии (19 и 115 кв. м соответственно).
Вице-премьер Игорь Шувалов и его супруга Ольга по-прежнему снимают дом в Австрии (1480 кв. м) и квартиру в Великобритании (483 кв. м).
У семьи министра Михаила Абызова — квартира и гараж в Великобритании (341 и 42 кв. м соответственно) и помещение в загородном доме в Италии (180 кв. м).
Самое популярное место у сенаторов — Италия, где домами и землей владеют три члена Совета Федерации: Олег Еремеев, Ахмет Паланкоев и Александр Верховский (владеют вместе со своими супругами). У Франции, Черногории и Эстонии — по два поклонника из верхней палаты. Еще шесть народных избранников владеют недвижимостью и землей в Испании, трое — в Латвии.
Собственность двух любителей болгарских квартир за прошлый год приросла, в общей сложности, сразу четырьмя объектами недвижимости.
Две квартиры общей площадью 104 кв. м в Болгарии приобрела супруга зампреда комитета Госдумы по образованию, профессора и коммуниста Михаила Берулавы. Галина Берулава — ректор Международного инновационного университета, базирующегося в Сочи.
— Моя супруга — академик и распоряжается своими деньгами, как хочет, — объяснил Берулава покупку супруги.
Еще две квартиры общей площадью 122 кв. м купил Сергей Вострецов, ставший депутатом в октябре прошлого года.
— Обе куплены в 2011 году за скромные деньги: две квартиры стоили, как однокомнатная квартира не в лучшем районе Санкт-Петербурга. Это не полноценные квартиры, а студии, но достаточные для летнего отдыха, — рассказал депутат от «Единой России», подчеркнув, что сейчас обе квартиры уже выставлены на продажу, но в Болгарии кризис, и недвижимость сейчас никто не покупает.
— Негласных указаний или советов избавиться от зарубежной недвижимости я не получал. Ничего постыдного во владении зарубежной недвижимостью не вижу — это разрешено законом. Просто очень хочется поселиться в Крыму, — объяснил Вострецов свое намерение поменять недвижимость.
Новичок в Совете Федерации Евгений Алексеев вместе с супругой купил квартиру в Болгарии площадью 49,5 кв. м. Член Совета Федерации от Волгоградской области Татьяна Лебедева к дому и земле в Эстонии, которыми она владеет вместе с супругом, добавила квартиру в Португалии площадью 100 кв. м (тоже в совместной собственности). А сенатор от Карелии Владимир Федоров вместе с супругой приобрел дом на 6 сотках в Греции (записаны на жену сенатора).
Но есть и те, кто продал свою недвижимость за границей. С одним из своих домов в Демократической республике Конго (площадью 600 кв. м на 13 сотках) расстался зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, бывший предприниматель, миллиардер Михаил Слипенчук. От квартир в Болгарии избавились сенатор от Мордовии Владимир Литюшкин (площадью 59 кв. м) и супруга сенатора от Северной Осетии Александра Тотоонова (77 кв. м).
Супруга депутата от «Единой России» Николая Валуева продала одну из двух своих квартир в Германии (обе по 77 кв. м.), но не отказалась от дома в Испании (95 кв. м).
— Не хотим ничем быть связанными с заграницей. Я собираюсь связать свое будущее с Россией, — уточнил бывший боксер и шоумен для корреспондента РБК.