В нижнем течении реки Сочи впервые отмечена на пролете рыжепоясничная ласточка.  Птица, гнездящаяся на Дальнем Востоке, в Средней Азии,  в бассейне Средиземного моря,  в последние годы стала залетать на Черное море —  в Турцию, в Крым.  Орнитологи  предвидели ее появление на Кавказе.  Рыжепоясничная ласточка расширяет ареал обитания. Причины подобных явлений наука не знает.

Нет ничего лучше плохой погоды для наблюдения за перелетными птицами. Когда небо ясно, стаи летят  высоко над нашими головами к местам гнездования. А в дождь, в грозу пролет сбивается вниз.

Море штормило,  то лил дождь, то светило солнце, когда коренной сочинец, натуралист Владимир Филиппов увидел на реке Сочи, выше Ривьерского моста, в скоплении  перелетных  пару рыжепоясничных ласточек. За три дня наблюдений новеньких удалось сфотографировать. Теперь в Сочи четыре вида ласточек: городская, деревенская, береговая и – рыжепоясничная.

Как поведут себя новые мигранты, можно только гадать. Возможно, они отдохнули на пролете и улетели из Сочи дальше. Возможно, они загнездились в нашем городе. Но попробуй найди гнездо единственной пары!

Популяции ласточек в Сочи уже преподносили сюрпризы.  Вырастали до внушительных размеров  и через годы без видимых причин, без изменения среды обитания улетали гнездиться в другие места.

Сегодня увидеть массу ласточек можно только на пролете. А  в 1970-х годах они густо населяли городские постройки. Старожилы Хосты помнят, как ласточки лепили гнезда рядом с балконами на стенах пятиэтажек. Птенцы пищали в подъездах рабочих общежитий, куда их родители залетали в  вентиляционные отверстия стеновых панелей. Птицы гнездились в зданиях общественных столовых над головами огромных очередей. Ласточек не беспокоили десятки тысяч курортников, летом заполнявших Хосту. Население относилось к ласточкам по-доброму, как велит народная традиция (кто разорит гнездо ласточки, тот лишится крова). Коты не могли забраться в ласточкины гнезда по отвесным стенкам. И все же ласточки покинули Хосту. И наука не знает, когда они вернутся и вернутся ли вообще.

Орнитофауна, птиц называют хозяевами пятого океана, подвижна, изменчива по своей природе. В Сочи пути мигрантов, их численность и видовой состав меняются еще и по причине искусственного преобразования ландшафтов.

В связи с исчезновением Имеретинской низменности большое значение приобрели реки Хоста, Сочи, Шахе,  Аше. Я не помню, чтобы 10-15 лет назад на них было такое количество птиц, такое видовое разнообразие. Этой весной наблюдал куликов-ходулочников на пляже у впадения реки Сочи в море,  птицы обессилели на пролете, сели отдохнуть, кто-то даже лежал… Хоть книгу пиши о нижнем течении реки Сочи в городской черте! Цапли, болотные курочки, погоныши, кулики разных видов – огромное количество перелетных птиц,- рассказывает Владимир Филиппов.

Запрет на охоту, переключение интереса на другой промысел и утрата сложных охотничьих навыков обусловили рост численности в Сочинском Причерноморье таких редких птиц, как сокол-сапсан, орлан-белохвост, черный аист.

Сегодня орнитологи опасаются за жизнь банальной в недавнем прошлом птицы – горлицы из семейства голубиных.  История горлицы, как история ласточки, детектив. Темна интрига миграций и колебаний численности. Горлица – птица лесостепная, типичная для кубанских ландшафтов. Лишь край ее ареала заходит на Черноморское побережье. В 1960-х годах  горлицу в Сочи не наблюдали. В последующие десятилетия она так обжила город, что ее гуление из крон деревьев вошло в набор привычных городских звуков.

Сегодня в Сочи горлица стабильна, но стала редкой в лесостепной зоне. Опытнейший сочинский орнитолог, кандидат биологических наук Петр Тильба недавно проведенными на Кубани наблюдениями подтвердил значительное сокращение численности горлицы.  Его коллеги получили такие же результаты. Ученые рекомендуют включить горлицу в Красную книгу.

Возможно,  в список редких и охраняемых придется занести и перепелку — промысловую охотничью птицу. Численность перепела подрывают не старые добрые охотники с ружьями и собаками, а их прагматичные конкуренты с фонарями, сачками и мешками.

Ночью ловец выходит с фонарем и сетчатым сачком туда, где по вечерним наблюдениям имела место, как говорят специалисты, высыпка перепелов на отдых во время перелета. Ловец методично обыскивает местность, при обнаружении перепела ослепляет его фонарем, накрывает сачком и кладет в мешок.

Надо бить тревогу! Перепелку на пролете в Сочи уничтожают хищнически, всеми средствами. В окрестных селах взрослые и дети выходят ночью с фонарями собирать перепелок. Есть умельцы, уносящие птиц  мешками, по 100-200 штук за ночь. Охота с применением световых приборов запрещена. Но не хватает сил контролировать. И выявить нарушение трудно. В отличие от стрельбы тихая охота не привлекает внимание.  Штраф небольшой. В результате люди кругом этим занимаются.  Кроме фонарей, получили распространение электронные манки. Без конца бедных перепелок манят, стреляют, собирают! – говорит орнитолог Петр Тильба.

Пока  численность перепела на пролете чудесным образом держится. Наука не знает, когда охота перейдет грань, за которой наступит коллапс.  Перепелки иссякнут, и кончится увлечение сбором птиц, подобным сбору грибов. Например, сто лет назад перепелки водились в пригородах Санкт-Петербурга, а потом исчезли.

Сегодня виды, расширяющие ареал (как  рыжепоясничная ласточка), редки. Большинство сокращают границы территорий обитания под давлением человека. Неизвестно, как в дальнейшем будут влиять на птиц новые технологии, новые материалы, новые радиоволны урбанизированной среды.  Известно, что применение новых массовых технологий в разных сферах меняет природу человека. Убийство сытым человеком без особой необходимости сотен ослепленных, беспомощных перепелок выходит за рамки традиционных охотничьих приличий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь