Владимир Костиников, краевед
21 мая 1864 года состоялся торжественный парад, ознаменовавший окончание Кавказской войны. Командующий Кавказской армией Великий Князь Михаил Николаевич зачитал манифест об окончании войны.
До 1817 года русское правительство проводило относительно мягкую политику в отношении горцев, надеясь включить Кавказ в состав России мирным путём.
В 1816 году командиром Отдельного Грузинского (с 1820-года — Кавказского) корпуса и управляющим гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях (фактически наместником) был назначен генерал Алексей Петрович Ермолов.
А. П. Ермолов
Он был одним из тех, кто понял, что надежды его предшественников на «дипломатическое» разрешение частых конфликтов на территории Северного Кавказа (набеги, похищения офицеров ради получения выкупа, угон гражданского населения для продажи в рабство) не оправдывались. К 1817 году Ермолов принял решение перейти к активным действиям по установлению жёсткого контроля над ситуацией на Северном Кавказе. Фактически он стал действовать по тому же «праву сильного», которое, как ему казалось, признают в Азии наиболее авторитетным. 1817 год чаще всего и называют началом Кавказской войны.
Ермолов принял твердое решение жестоко наказывать не только «разбойников» и тех горцев, которые их покрывают, но и тех, кто не ведет с ними борьбу. Уничтожались аулы, не помешавшие «разбойникам». Ермолов начал военно-экономическую блокаду Северного Кавказа, выселяя «мирных» горцев с плодородных равнин, прорубая сквозь дремучие чеченские леса просеки, позволявшие свободно перемещаться войскам, и продвигая пограничную линию вглубь территорий горцев. В 1817-1819 годах были построены крепости Грозная и Внезапная, что дало контроль над плодородной долиной реки Сунжи.
Активная и жёсткая политика Ермолова вызвала подъём религиозного движения, особенно на Северо-Восточном Кавказе. Те религиозные деятели, которые призывали к вооружённой борьбе за установление шариата и отказ от власти «неверных» и признававших её местных правителей, стали получать всё большую поддержку в народе.
В конце 20-х годов возникло религиозное движение, позже получившее название «мюридизм». Мюриды проповедовали духовное совершенствование на основе мусульманской религии, безусловное подчинение своим вождям и наставникам. Для них были характерны религиозный фанатизм и идея газавата – священной войны против неверных.
В основном, мюридизм получил распространение в Дагестане и Чечне.
Первым имамом (руководителем движения) стал в 1828 году священник Гази-Магомед.
Его сторонники, поначалу немногочисленные, вели борьбу, прежде всего, против местных правителей – аварских ханов. Но когда русские войска выступили в защиту аварских ханов, признанных российским императором, мюриды стали воевать и с «неверными». Примерно с 1830 года Гази-Магомед начал совершать нападения на русские крепости. Он погиб в 1832 году в бою за родной аул Гимры, когда сюда, в отместку за опустошительный набег на Кизляр, пришёл сильный отряд русских войск с дагестанскими союзниками.
Место Гази-Магомеда занял новый имам, Гамзат-бек. Он штурмом взял столицу аварских ханов Хунзах, уничтожил почти весь род аварских ханов и был за это убит в мечети по праву кровной мести (заговором руководил известный Хаджи-Мурат).
Шамиль. Литография В.Ф. Тимм
Третьим и самым знаменитым имамом стал Шамиль, которому удалось создать достаточно прочное государство – имамат.
Шамиль сосредоточил в своих руках военную административную и духовную власть, создал сильную армию. Шамиль возвеличивался как лицо, избранное богом на великий подвиг.
Русские войска организовали несколько экспедиций против Шамиля и дважды – в 1837 и 1839 годах – разоряли его резиденцию на горе Ахульго. Последняя победа над Шамилём казалась окончательной, и начальство поспешило донести в Петербург о полном водворении спокойствия в Дагестане.
Русское командование на Кавказе в это время посчитало, что главнейшей задачей стало создание сухопутного сообщения по Черноморскому побережью в Грузию. От устья Кубани строятся по побережью Чёрного моря укрепления так называемой Черноморской береговой линии.
Укрепление Святого Духа. Гравюра XIX века
В 1837 году Кавказ посетил Николай I. Абсолютно не представляя себе кавказской реальности, царь решил, что может просто своим присутствием положить конец затянувшейся войне. Но, поняв в долгой поездке, что о ближайшем окончании войны нет и речи, после прибытия в Петербург первым же указом «увольняет» командующего на Кавказе Г.В. Розена. Досталось и другому кавказскому начальству. «Погром был всеобщий», — определил происшедшее генерал Г.И. Филипсон.
Медалью «Кавказ 1837 год» награждали жителей Кавказа, принимавших участие в конвоировании Николая I, почётном карауле, а также депутатов, представлявшихся императору во время его путешествия по Кавказу в 1837 году. Выдано 2847 медалей.
Тем временем оказалось, что Шамиль воспользовался передышкой и в 1840 году объединил под своей властью Дагестан и Чечню. Начались наибольшие успехи имама.
Шамиль проявил себя суровым и мудрым политиком и умелым полководцем. Найденная им стратегия борьбы с русским экспедициями стала приносить заметные успехи. Шамиль отошёл от практики лобовых столкновений и обороны укреплённых аулов до конца. Его союзниками были неожиданность и гибкость, а также превосходное знание местности.
Карательные экспедиции русских отрядов стали попадать в засады, подвергались неожиданным нападениям, а горцы очень быстро уходили от навязываемых сражений. Крупнейшим поражением стратегии «карательных экспедиций» был поход нового кавказского наместника М.С. Воронцова на столицу Шамиля Дарго. Шамиль отказался от «генерального сражения», не стал оборонять Дарго, оставил его Воронцову, но во время наступления и тяжёлого отступления оказавшегося без запасов пищи русского отряда нанёс ему сокрушительный удар. Только русских генералов погибло четыре.
Но уже в конце 1840-х годов стала проявляться усталость горских народов от войны. Многие горцы видели, что «государство справедливости», основанное Шамилем, держится на репрессиях, что многие наибы постепенно превращаются в новую знать, столь же заинтересованную в личном обогащении и славе, как и прежняя.
Россия же научилась воевать в условиях гор. Была собрана обширная информация о горских народностях, составлены карты местности. Русские лазутчики побывали глубоко в горах, что позволило командованию лучше ориентироваться в ситуации и хорошо подготавливать походы против горцев. Важную роль сыграло перевооружение русской армии на нарезные ружья.
А. И. Барятинский
Это позволяло открывать огонь на поражение с гораздо большей дистанции. Выросло целое поколение полководцев, «специализировавшихся» на боевых действиях на Кавказе. Новый наместник, князь А.И. Барятинский, продолжил политику, начатую в конце 1840-х годов Воронцовым.
Он отказался от бессмысленных карательных экспедиций вглубь гор и начал планомерную работу по строительству крепостей, прорубанию просек и переселению казаков для освоения взятых под контроль территорий.
Шамиль терял сторонников, кольцо блокады всё сужалось, и в 1859 году третий имам был вынужден капитулировать. Последние события Кавказской войны прошли на Западном Кавказе.
Пленение Шамиля