Александр Попков, адвокат
Всех поздравляю с седьмым января — днем, когда нас, в Сочи, будут еще более лучше охранять. Теперь по городу обычным автовладельцам передвигаться куда сложнее, иногороднему транспорту вообще дорога сюда заказана, а зарегистрироваться по месту пребывания необходимо в течение трёх дней. К сожалению, всё это лишь надводная часть айсберга. С теми же незаконными методами, что приняты на вооружение полицией якобы для безопасности, ситуация обстоит отвратительно.
Вот давеча с утра товарищи из Центрального ОП задержали одного из сочинских блогеров.
Причина банальна: гражданин отказался сделать ку предъявить номер imei своего телефона, дескать, а вдруг вы его украли, товарищ. Потащили Алексея в околоток, несколько часов водили по кабинетам, фотографировали, дактилоскопировали, стращали составлением протоколов о неповиновении и читали лекции о любви к Родине, полиции и Олимпиаде.
Чуть позже на улице Чайковского досталась и мне порция внимания весьма вежливых, но безграмотных стражей порядка. Пришлось провести краткий ликбез:
Довольно подробно права полиции по проверке документов как-то разъяснял правозащитник Семен Симонов. Если кратко, то никакой полицейский не вправе требовать у обычного прохожего документы просто так. Три главных основания (ст.13 ч.2 ФЗ «О полиции»):
1) подозрения в совершении преступления,
2) подозрение в совершении административного правонарушения,
3) нахождение в розыске (например, если вас разыскивают родственники. По поводу федерального розыска преступников — это первое основание.)
Самая же популярная причина, по которой требуют документы — некая «ориентировка», по сути такое обоснование незаконно. В законе «О полиции» данное слово вообще не упомянуто, не говоря уже о том, что оно не является основанием для проверки документов/задержания. Ориентировка может просто висеть на заборе, это не повод третировать всех проходящих мимо. При этом ведь подло, как на видео, искать ориентировку на человека, а не человека по оной. Ведь теряется же весь смысл правоохранительной деятельности.
Если же вам начинают рассказывать, что вы подозреваетесь в совершении преступления, то это предоставляет вам права подозреваемого: знать, в чем именно вы подозреваетесь, получать копии документов (постановления о возбуждении дела, например), требовать участия адвоката, получать право на реабилитацию и компенсацию, если подозрения не оправдались.
Больше всего тревожит то, что как у полицейских, так и у граждан в голову вколоченапрезумпция виновности. То есть полицейские искренне считают, что они вправе просто так проверить документы, доставить, задержать человека, нарисовать ему любые протоколы. Причем они оправдывают свои действия чем угодно — террористами, Олимпиадой, заботой о гражданах, но никак не законом. Печально, что и полицейские, и граждане не знают элементарных правовых норм, а действуют по понятиям.
Конечно, я не призываю никого геройствовать, тем более в одиночку, без серьёзной правовой и психологической подготовки учить жизни правоохранителей порой небезопасно. Однако если мы так и будем дальше покорно заглядывать в глаза герру полицаю и с готовностью протягивать аусвайс и авоську для осмотра, то в следующий раз у вас потребуют предъявить часы или трусы, ведь вы тоже могли их украсть…
Что касается нашего блогера, то его отпустили через несколько часов. Причем один из полиционеров уверенно заявил, что с седьмого января движение граждан по городу вообще будет ограничено. Так что сидим по углам и тихо радуемся привалившему спортивному счастью.боимся